0
1408
Газета Проза, периодика Интернет-версия

31.08.2000 00:00:00

Пламенный русский привет

Тэги: Краснов, атаман, нацизм


Петр Краснов. Сочинения: В 2 кн. - Москва: НПК "Интелвак", 2000, 608 с., 580 с.

Петр Краснов (1869-1947) - один из деятелей русской эмиграции первой волны, выдвинувшихся еще во время Гражданской войны: атаман Войска Донского, командующий белоказачьей армией.

Эмигрировал, проживал в Берлине. Вторая мировая война предоставила Краснову еще один "шанс", который был Красновым использован, - именно он возглавлял казачьи части в составе гитлеровских войск и был казнен по приговору советского суда. В эмиграции ко всему прочему проявил себя плодовитым беллетристом - написал более двадцати произведений.

Даже самое поверхностное знакомство с биографией Краснова свидетельствует о том, что Краснов был нацистом, антисемитом, монархистом, империалистом и что подобная аттестация весьма привлекательна сегодня для определенных кругов. Особенный интерес проявился в последние годы к прозе Краснова - было переиздано несколько его романов.

И наконец - солидный двухтомник.

Из предисловия читатель может узнать, что сам "старик" Бунин нашел Краснова "способным" и "занятным" прозаиком. Если бы Бунин нашел "способным" и "занятным" Мережковского, например, или Куприна, это было бы для них обидой. Но Краснова не полагали "серьезным профессионалом" в литературе, поэтому его можно было так похваливать. Самое занятное, конечно, то, что даже автор предисловия, М.Д. Филин, не считает Краснова интересным прозаиком: "Едва ли стоит анализировать в предисловии и те романы писателя, которые вошли в состав двухтомника...". Что же в таком случае стоит делать с прозой Краснова? И зачем издавать две книги произведений, на анализ которых не стоит тратить время? Ответ очень простой: инициаторов книги интересуют не произведения Краснова как таковые, но политические убеждения автора, выраженные в его произведениях с предельной ясностью. С целью популяризации данных убеждений и предпринято, видимо, данное издание романов Краснова: в двух, как мы уже говорили, томах.

Что сказать о самих романах? "Амазонка пустыни" - рассказ о жизни "маленького гарнизона": "Когда рисуют маленький гарнизон - непременно выдвигают на первый план сплетни и дрязги, мелкие ссоры (а где их нет?) и тщательно замалчивают хорошее". "Сплетни и дрязги" - это, возможно, о "Поединке" Куприна. Но самое занятное то, что "критическому реализму" Куприна Краснов в своей "Амазонке" противопоставляет романтизм в стиле Брет-Гарта и Джека Лондона, с благородными и неблагородными разбойниками, экзотическими туземцами и красавицей героиней в мужском костюме.

Петр Николаевич Краснов любил читать. Поэтому "источниками" его романов активно служат: Фенимор Купер, Андрей Зарин, Владимир Мордовцев, Пантелеймон Романов, Софья Федорченко, ботанический и географический атласы и проч. Краснов имел богатый и интересный жизненный опыт, но воплощал его текстуально в манере гимназиста, читающего "все подряд". Источником романа "За чертополохом" послужило, например, опубликованное в 1920 году "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" Чаянова, симпатизирующего фашизму еще в итальянском варианте.

Третий роман Краснова, вошедший в двухтомник, называется "Понять - простить" и рассказывает о судьбе офицера Федора Кускова и его семьи; герои много пьют и очень несчастны. Кусков идет на сотрудничество с советской властью, по поводу чего в предисловии глубокомысленно замечено: "...мы обречены смотреть на Сталина глазами бедного Евгения. Только в отдаленном будущем возможно появление иных взглядов - и возможны некие коррекции в осмыслении образа и дела этого человека".

Вывод, который читатель сможет сделать, ознакомившись с двухтомником - и предисловием к нему, - прост и неутешителен: Петр Николаевич Краснов был истинным русским патриотом, он искренне отстаивал свободу и независимость русского фашизма и русского нацизма.

И в русле данного утверждения издание нынешнего двухтомника кажется угрожающе симптоматичным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1890
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4522
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2463
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2820

Другие новости