0
1091
Газета Проза, периодика Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

Фрагмент Ферганы

Тэги: Фергана, Абдуллаев, поэт


-ОТКУДА в Фергане такие люди, как вы?

- Я родился в интеллигентной узбекской семье. У меня есть еще три брата, я в семье младший и рос как бы в их тени. Большой родительский дом, такое родовое гнездо на окраине Ферганы┘ Между братьями было много интересных разговоров - для нас большое значение имело западное кино, мы пережили увлечение рок-музыкой - тогда же, когда и все, в конце 60-х - начале 70-х. Ну вот, и представьте себе эту идиллическую атмосферу южной провинции┘ Тогда на меня какое-то особое влияние оказали некоторые фильмы - такие, как "Все на продажу" Анджея Вайды, "Профессия: репортер" Антониони, фильмы Миклоша Янчо и некоторые другие, довольно разные. Но я не понимал, что у меня особое их восприятие, мне это казалось общим явлением.

- У вас не было ощущения внутреннего родства с африканской пустыней Антониони и узбекской степью?

- На поэтическом уровне. Помните, там муравьи взбираются по проводу? Вот на меня очень сильное впечатление производят такие детали. Мир воспринимается в виде особых фрагментов, отдельных частей. Для Ферганы такое фрагментарное восприятие действительности выглядит очень адекватным. История, сюжет - все это напрямую не работает.

- В Москве есть представление о вас, как о неформальном лидере круга авторов, который условно называют ферганской школой. Как сложился этот круг?

- Я не знаю, кому принадлежит термин "ферганская школа". Я не считаю себя ни в малейшей степени лидером или гуру того круга, в который я входил. Каждый из этих авторов сложился сам по себе, у каждого своя поэтика┘ Началось с более старшей компании, которая сложилась в 70-е годы. Я в этом круге был единственный, кто занимался литературой, в основном туда входили художники и люди, связанные с изобразительным искусством: Сергей Алибеков, Энвер Изетов, Григорий Капцан, тот же Александр Куприн. Тогда считалось, что я один пишу, что литература - это моя привилегия. А в 80-е годы сложилась уже другая компания, уже более молодая: Хамдам Закиров, Даниил Кислов, Ольга Гребенникова┘ У нас были какие-то общие литературные и культурные вкусы. И это была компания уже литературная. Постепенно сложилось общение: встречи, беседы┘ Не знаю, какое я оказывал на них влияние, и оказывал ли какое-нибудь.

- Как начались ваши самиздатские публикации в Ленинграде?

- Сам не знаю! По словам Ольги Абрамович, мои тексты печатались в самиздатском в ту пору "Митином журнале" еще в 1985 году, их туда передал Алексей Парщиков. Тогда же, в 80-е, я впервые прочитал в "Митином журнале" стихи Аркадия Драгомощенко, к ним еще прилагалось предисловие его английского переводчика Майкла Молнара. Эти стихи на меня произвели очень сильное впечатление. Драгомощенко - один из немногих русских авторов, который мне по-настоящему интересен.

- Существуют ли сейчас в узбекской, то есть создаваемой на узбекском языке, литературе авторы, актуальные в европейском контексте и интересные вам?

- Хамид Исмаилов. Это совсем другой автор, чем я, он более жестко синтезирует восточные и западные культуры, они у него более заметны. Западное сознание - сознание рискованное, направленное на преображение мира. Вот и Исмаилов - человек риска. Меня-то питает идиллическая инертность, но рискованность - это шанс, который дается культуре.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1010
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2849
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1603
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1974

Другие новости