0
1367
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Крик молочницы

Тэги: Спирихин, конина, записки, скотовода


Сергей Спирихин. Конина (записки скотовода). - Ташкент, 2001, 112 с.

ПРЕДСТАВЬТЕ себе шумное застолье. И вдруг - внезапный приступ одиночества и усталости. Не привлекая к себе внимания, вы поднимаетесь с места и удаляетесь в комнату: темную и безлюдную. Попытка найти выключатель оканчивается неудачей, но понемногу глаза осваиваются и начинают различать предметы обстановки. Смех и голоса, пропущенные сквозь толщу стены, доходят до вас приглушенными, потерявшими опасную для внутреннего мира резкость модуляций. Достигая вашего слуха, они способны теперь заживо трансформироваться в воспоминания.

В комнате можно смотреть в окно, где, кроме улицы, фонаря и аптеки, ничего, вероятно, не обнаружится. Можно лечь на кровать - и вот вы уже извлечены из потока времени. Страх по поводу того, что ваше отсутствие будет замечено, сменяется страхом, что о вас забыли. И к этому страху забвения примешивается тайная надежда, что так оно и есть.

Нечто подобное испытываешь при чтении книги дневников Сергея Спирихина "Конина (Записки скотовода)". Трудно признать этот опыт дневниковой прозы законченным литературным произведением. И в то же время для каждого, кто прочел один из 50 разноцветных экземпляров "Конины", ценность этой книги представляется безусловной.

Как признался Спирихин на посвященной выходу "Конины" презентации (столь же домашней и малолюдной, как и сама книга), он не ставил задачу написать произведение о времени: он стремился к тому, чтобы сама книга стала частицей времени. Наряду с меткими наблюдениями и парадоксальными выводами книгу наполняют бытовые подробности, свидетельства о повседневном, логически недооформленные цепочки мыслей - случайных и необязательных на первый взгляд, даже для дневника.

Стиль письма сознательно (впрочем, насколько сознательно?) варьируется от прямого высказывания до ироничной игры, граничащей с заумью. Автор как будто пытается в каждой новой секунде оставить предельно точный слепок с самого себя. Избранный им метод чем-то напоминает публичное полуторачасовое падание со стульев, открытие невидимого памятника Комару и другие описанные в "Конине" перформансы "Новых тупых" - питерского объединения авангардных художников, одним из лидеров которого являлся Спирихин.

Нельзя не упомянуть здесь и один из предшествующих литературных опытов Спирихина - "Бульварный роман", напечатанный на пишущей машинке в течение одного дня, проведенного автором на ташкентском "Бродвее", и опубликованный в 1995 году в "Звезде Востока". Роман заключался в описании событий, происходящих на глазах у автора, в режиме реального времени, и включал в себя элементы графики и визуальной поэзии.

В "Конине" Спирихин скрупулезно пытается запечатлеть время - вырисовывается же образ безвременья. Непонятно, чем, собственно, заняты в малонаселенном пространстве книги ее герои - Сергей, Инга, Андрей, Карим, ДимСаныч. Главными событиями дня зачастую оказываются крик молочницы, нарушивший утренний сон, и новая выученная на немецком фраза.

Главный герой "Конины" чуть ли не в каждой главе (месяце) книги предпринимает попытки покинуть Ташкент. Однако аэропорт всякий раз оказывается недоступным, как Замок для Инженера К., и купленный женой билет - еще не основание для полета.

Ташкент для героев "Конины" является некой точкой, лежащей за пределом потока времени. Ничего не происходит вокруг, в необратимо замирающем, застывающем мире людей спирихинского круга. До какого-то времени их жизнь - идеальная модель для погружения в воспоминания и рефлексию прожитого, позволяющая искусственно кристаллизовать, отодвинуть в прошлое, запечатлеть, как на фотоснимке, людей, еще недавно окружавших героев. И в этом плане само пребывание в "мертвой" - для них - зоне Ташкента начинает восприниматься как своего рода неосознанный до конца художественный эксперимент. Так питерские знакомые Спирихина превращаются в персонажей книги "Возможно, Беккет", занимающей достойное место в чреве "Конины". Но постепенно кафкианская безысходность и платоновская оцепенелая скука достигают спинного мозга, приводят к деградации, которая отображается в "Конине" все с той же неотступной скрупулезной честностью эксперимента, отдающей безумием. Именно это движение по нисходящей придает "Конине" динамику и развитие, которые на первый взгляд несовместимы с выбранным художественным методом. Наступает момент, когда автор дневников признает: "Книга уже сволочь" - и ставит точку.

Ташкент


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1332
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
986
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1182
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
767

Другие новости