0
1100
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.05.2002 00:00:00

Темнота зеркал

Тэги: Пол Теру, другая жизнь


Пол Теру. Моя другая жизнь: Роман. Пер. с англ. О.Варшавер, С.Белова. - М.: Иностранка, 2002, 536 с.

Вряд ли писатель может быть когда-нибудь счастлив.

Более того - чем лучше литератор, тем серьезнее заедает его экзистенциальная шизофрения-изжога, тем больше поводов для недовольства миром.

Однажды Пол Теру осуществил мечту, преследующую любого романиста, - он встретился со своим идеальным читателем. Читательницей, одинокой ведьмой, живущей на севере в деревушке под названием "Черная яма", убившей здесь своего мужа. Зато на полках у нее - полное собрание сочинений Теру, а образы дальних, жарких стран из его текстов - главные обманки и иллюзии, коими питается одинокое и заброшенное существо.

Эпизод этот называется "Самый короткий день в году" и строится на нашем напряженном ожидании: расколется писатель перед своей почитательницей или нет. Не расколется, потому что человека, образ которого возникает из его книг, не существует.

Встреча в "Черной яме" не приносит рассказчику ни радости, ни удовлетворения: это, должно быть, весьма неприятно - нос к носу встретиться со своим собственным небытием.

Американские романисты среднего поколения создали канонический образ отшельника и мизантропа, сосредоточенно ваяющего что-то на пишущей машинке, прикуривающего одну сигарету от другой, раздраженно комкающего написанное. Законченный персонаж такого рода - писатель из фильма "Дым", снятого по сценарию Пола Остера.

Кстати, они очень похожи, эти два Пола - Остер и Теру. Оба выстраивают метафизические конструкции по принципу "из какого сора", оба предлагают универсальные метафоры, одухотворяющие повседневность. Ищут точки соприкосновения с действительностью и не находят их.

Соседи по поколению, они особенно трепетно относятся к писательскому ремеслу, так как потратить жизнь на какие-то несерьезности да фитюльки не очень-то уж и приятно. Сам себя уважать перестанешь.

Понятно, отчего это происходит: Америка не Россия, литература здесь никогда не существовала на первых ролях, часть не мюзикл, не важнейшее из искусств. Потому писатели могут заниматься своими внутрицеховыми проблемами, описывать творческие кризисы и метания. Востребованность их возникает, только если они выходят за рамки фикшн, делают фильмы, берут интервью или ведут интеллектуальные шоу на телевидении.

В похожем положении, кстати, сегодня находится российский театр, который, перестав быть кафедрой, стал либо развлекать, либо заниматься выяснением сути театрального искусства. Очень, между прочим, близкая параллель с тем, что происходит в актуальной словесности, освобожденной от каких бы то ни было обязательств перед читателем.

"Моя другая жизнь" - как раз из таких вот специфических книжек, в которых писатель выясняет отношения со своим внутренним голосом. Замысел и свеж и традиционен одновременно: "Это - рассказ о жизни, которую я мог бы прожить, мемуары о том, чего не было. Однако в пародии, как в шутке, есть доля правды. Кроме того, память - свойство особое. Из всего этого следует, что даже воображаемая жизнь напоминает жизнь прожитую. Впрочем, в этой книге я руководствовался исключительно тем, что нашептывал мне мой alter ego: "А что если?.."

Тем не менее разве писатель изначально не устроен, как существо, проживающее сразу несколько жизней? Ровно по количеству написанных текстов. Все эти выдуманные персонажи и предложенные читателю обстоятельства - весь этот джаз вытягивается из самого что ни на есть нутра, выказывая то одну, то другую сторону писательской личности, "внутренние демоны" тоски и одиночества, низменных страстей и горних порывов. Не всякий писатель может называться автором, но только автор умеет перевоплотиться (даешь систему Станиславского!) и разыграть то, чего никогда не было, сделать отсутствующее реальным. Настоящий писатель похож на актера, тоже ведь работающего своим телом. Только в отличие от театрального деятеля слова у романиста не заемные. Пол Теру дает персонажу "Моей другой жизни" свои имя и фамилию, описывает ситуации, приближенные к "боевым", - поездку на край Африки в затерянный лепрозорий или рассказывает о дружбе Пола Теру с Энтони Берджессом, о своем обеде с английской королевой и о том, как сподобился украсть китайскую антикварность.

Все это, смею верить, случилось с натуральным Полом Теру в жизни. Однако интерпретация событий и поступков и есть та самая "прибавочная стоимость", делающая бесцветное вещество жизни фактом литературы. В полном смысле этого слова.

Осмысление прошлого делает бывшее небывшим. Описание его переводит реальные происшествия в условный план, потому что в голове романиста, а затем уже и в читательской голове, все то, что якобы было, переделывается в стройную версию, гипотезу с четко выписанной моралью.

Реальность же не может иметь однозначных оценок, она никогда не расходится на правильные выводы и умозаключения. Единственный способ навести порядок в своем внутреннем хозяйстве - убить событие или человека, выведя его на бумаге.

Зачеркивая важные для себя эпизоды жизни, Теру приступает к убийству предметов. Единственная глава романа, лишенная внешнего динамичного сюжета, - список распакованных Теру вещей, которые после развода с женой приходят из Лондона. Все это более не нужно, потому что у человека, написавшего несколько книг, оказывается несколько жизней - ровно по количеству написанных и изданных текстов.

Автор более не принадлежит этому миру, он уже давно спрятался там - в умозрительных пространствах собственных книг, умер и подглядывает, стараясь живым казаться средь людей. Такого человека уже давно нет с нами. Поэтому его всегда будет мало. На него нельзя надеяться, невозможно положиться, он всегда будет ускользать. Потому что ему есть куда ускользнуть.

Не то, что мните вы, природа.

Челябинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3225

Другие новости