0
789
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.07.2002 00:00:00

Три мертвеца на сундук оловянных солдатиков

Тэги: Бэнкс, осиная фабрика


Иэн Бэнкс. Осиная фабрика: Роман / Пер. с англ. А.Гузмана. - СПб.: Азбука, 2002, 272 с.

Дамы и господа, ваше внимание! Мы рады представить самого продаваемого британского писателя двух прошедших десятилетий и одного из столпов англоязычного постмодернизма. Интеллектуала, знаменитого кровавыми триллерами. Литератора, который писал свою серьезную прозу, чтобы иметь возможность публиковать свою фантастику. Автора, который входит в Top 3 любого британского литкритика, но так ни разу и не попал в Букеровский шорт-лист. Знакомьтесь - Иэн Бэнкс!

Справедливости ради надо заметить, что Бэнкса пытались представить нам и раньше. Два раза. Но как-то уж очень неуклюже получалось. То боком повернут, то вообще - задницей. В Великобритании и США Бэнкс известен в двух ипостасях. Первая и главная - автор крайне мрачной и одновременно очень остроумной беллетристики. Вторая - писатель-фантаст, создатель культовой "космической оперы" про суперпродвинутую цивилизацию с незатейливым названием "Культура", главный наследник Азимова. Так вот первое, что было переведено в России, - фантастический роман "На темном фоне", неплохой, но абсолютно проходной для писателя. Вторыми вышли "Шаги по стеклу". Этот свой откровенно графоманский юношеский опыт Бэнкс достал из мусорной корзины и опубликовал на волне успеха "Осиной фабрики", чтобы срубить деньжат. Единственное объяснение тому, что его в России издали раньше, чем остальные, действительно важные вещи Бэнкса, можно искать в том, что авторские права на эту чушь были дешевле.

И вот теперь, через 16 лет после опубликования в Англии, у нас наконец-то вышла сама "Осиная фабрика", вещь, которая в одночасье сделала Бэнкса одним из самых популярных авторов среди высоколобых критиков и одновременно лидером продаж; роман, который занял по результатам британских опросов 31-е место среди лучших книг всех времен и народов, на строчку опередив набоковскую "Лолиту"; книга, похожей на которую просто нет.

Как и всякая хорошая книга, эта держится на двух вещах: страхе и сексе. Страх присутствует на каждой странице. Он двусторонний - мы боимся главного героя, подростка Фрэнка. Фрэнк гордится тем, что в раннем детстве убил троих (нет, продолжать он не намерен, просто это был такой этап в его жизни), приносит в жертву неизвестным богам крыс и чаек и по всем вопросам консультируется с Осиной фабрикой - жутким механизмом, описание которого достойно быть выбитым золотыми буквами на скрижалях готической литературы начала прошлого века. Сам же Фрэнк боится своего безумного братца, сбежавшего из психдома и держащего курс на дом родной. Секса в книге нет: Фрэнк импотент - результат детской травмы. Он и писать-то может только сидя, как женщина. Что по нескольку раз на дню напоминает ему о его уродстве.

Эта травма должна бы объяснять странности Фрэнка, но не объясняет ничего. Тем и отличается "Осиная фабрика" от остальных знаменитых триллеров, что ее герой более нормален, чем многие из наших знакомых. Он, конечно, замкнут и эксцентричен, но его эксцентричность не идет ни в какое сравнение с "эксцентричностью" Ганнибала Лектора или Жана-Батиста Гренуя из "Парфюмера". Его нельзя назвать монстром, выделить из толпы. Он легко может быть нашим приятелем. Это и делает "Фабрику" такой страшной - полный иррационализм происходящего, невозможность развести героев по разным концам шкалы "Добро-Зло". И именно поэтому никогда не знаешь, что произойдет на следующей странице. С Фрэнком ничего не "ясно с самого начала".

Еще одно отличие этого триллера от всех остальных - юмор. Вы видели когда-нибудь смешной триллер? Не пародию на триллер, а самый настоящий триллер, местами страшный до тошноты - и одновременно очень смешной? Чего стоит одна сцена битвы главного героя с огромным зайцем. Бэнкс умеет совмещать несовместимое.

После "Фабрики" Бэнкс написал пару десятков книг. По крайней мере три из них: "Воронья улица", "Мост" и "Соучастие" - популярнее, чем "Фабрика". Все они не похожи ни на "Фабрику", ни друг на друга. "Воронья улица" - остроумнейшая семейная сага с десятком скелетов во всех шкафах. "Соучастие" - эталонный триллер про серийного убийцу. "Мост" - причудливая постмодернистская фантазия, сны человека, лежащего в коме. Каждая из этих трех уже считается классикой своего жанра. Куда приткнуть "Фабрику", не знает никто. Похоже, автор попытался впихнуть в свое дебютное произведение все идеи и сюжетные ходы, которые накопил в голове за 30 лет довольно бурной жизни. Получился потрясающе гармоничный текст, бриллиант с двумя дюжинами граней.

Вслед за "Осиной фабрикой" "Азбука", кстати, планирует выпустить "Мост" - самую популярную книгу Бэнкса в США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3250
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости