0
1736
Газета Проза, периодика Интернет-версия

08.08.2002 00:00:00

Две истории

Тэги: Мамлеев, Файбисович


Юрий Мамлеев. Вечная Россия. - М.: АиФ-Принт, 2002
Семен Файбисович. Вещи, о которых не. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

Юрий Витальевич Мамлеев, автор прозы таинственной и потусторонней, сочинил трактат, посвященный национальной русской идее. Мамлеевская философия - предмет, неотделимый от его "нутряных" романов и рассказов: мысль его идет через тернии к звездам, а точнее, сквозь мутные рожи подзаборных голубчиков к непостижимости Абсолюта. В "России вечной" Мамлеев собрал, обобщил и осмыслил все те религиозные и литературные русские драгоценности, что, собственно, и породили его прозу. Собрал бережно и представил нам мягко и аккуратно, так, чтобы стало ясно: консервативная революция неотвратима, а жертв и разрушений не будет. Генеалогия нашего национального "я" оказалась последовательно-четкой - индуизм, восточное христианство, дремучие смертолюбивые секты, славянофилы, отшельник Леонтьев, заботливо выстроенный ряд антизападной мистической прозы и поэзии, наконец, собственная мамлеевская доктрина, в центре которой находятся медитативные размышления русского человека о бездонности его грандиозной державы.

Кому пригодится это мамлеевское сочинение?

Во-первых, поклонникам его прозы, коих немало - потому что подлинный смысл его рассказов о безумных старушках, детях-садистах и "задумчивом киллере" (так будет называться его новая книга) ясен только в рамках такой национальной философии. Иначе, не задумаваясь о России, писателя можно принять за очередного сюрреалиста и самым постыдным образом ни черта в нем не понять.

Во-вторых, всем тайным и явным сторонникам консервативной революции. "Россия вечная" - основополагающий текст, вслед за которым (но только вслед!) уместно вспоминать Дугина, хвататься за Сорокина или Лимонова, etc. Мамлеев был прежде всех и всех впереди остается. Наивные и вредные иллюзии о русской литературе как о чистом искусстве, далеком от философии, религии и смерти, начали разрушать отнюдь не в сегодняшних схватках с "Идущими" и саратовским судом - об этом недурно бы помнить каждому юноше, обдумывающему Россию.

В-третьих, мамлеевский замысел действителен и в "научно-популярной", так сказать, сфере. Книга написана достаточно ясным и точным русским, чтобы усаживать за нее гимназистов и студентов. Именно она, а вовсе не всякая муть и шваль типа Карла Поппера с гнусным открытым обществом и его врагами, должна воспитывать умственную активность начинающих гуманитариев. Мамлеев в этом смысле выполняет главную задачу, возложенную на него духом русской метафизики, - а именно демонстрирует, что нашему государству не нужна и, слава Богу, никогда не понадобится философия в чистом виде, выжатая из литературы и богословия. Потому что именно такая очищенно-научная философия превращает общество в стадо дегенератов. Мы знаем уже, что сделали англосаксонские позитивисты и французские постмодернисты - смею надеяться, что Россию сия чаша обойдет. У нас философию пишут романисты, поэты и священники, священники, поэты и романисты. Мамлеев из них сейчас - важнейший.

* * *

Известный московский художник Семен Файбисович написал очень скверную документальную историю своей несчастной любви к покинувшей его жене. То, что история скверная, становится ясно очень быстро - прежде всего потому, что книга его написана как бы "поверх" первого, всем известного, гениального романа Лимонова. Однако там, где Лимонов представляет нам сияющего достоевского страдальца, которого корежит от несоответствия нью-йоркской семейной трясины платоновской "идее Лимонова" и "идее жены Лимонова", герой Файбисовича предпочитает тоскливо и занудно жаловаться.

Оставшись без семьи, пережив целый ряд пренеприятнейших катаклизмов, заболев в конце концов диабетом, он не извлек из происходящего ровным счетом ничего. Будь он нашим другом, родственником или просто частным человеком, у которого беда, мы могли бы ему посочувствовать, однако литература вопреки всяким западным мнениям - все-таки не психотерапия, а, извините, способ переустройства человеческого нутра, а вот как раз переустройства этого, духовного преображения, у Файбисовича нет как нет.

На нескольких сотнях страниц нам излагают, кто кому что сказал, кто кому отказал от дома, как плакались в жилетку, как вели себя при этом интеллигентные люди и тому подобное. Скука смертная, высокодуховная, аэропортовская. Люди все "приличные", абсолютно бездарные и по-крысиному осторожные, никакого тебе Лимонова, шаг вправо, шаг влево считается за моветон. Не помогает в этом смысле даже публикация Файбисовичем весьма интимных подробностей без использования псевдонимов - крайняя примитивность в содержании не может быть спасена этой квазилоханкинской истерикой, криком: "Я про всех вас расскажу!"

Вся эта бесконечная авторская жалость к собственной персоне, а также тараканья мелочность взгляда, в котором нет ни глубины, ни тайны, а есть только обида за оставленную в холодильнике протухшую рыбу, - вся эта чепуха, признаюсь, наводит на мысль об общей импотенции либеральной мемуарной словесности. Помогают в этом и недавно изданные тексты Анатолия Наймана и Ефима Эткинда, в которых мы видим тот же набор из местечкового самолюбования и трехкопеечной злобы.

Между тем однажды эту серую закономерность жизнеописаний "людей из интеллигентной тусовки" удалось преодолеть. Я имею в виду гениальную повесть Сергея Гандлевского "Трепанация черепа", в которой Сергей Маркович, вроде бы так же, как и Файбисович, рассказывая о взаправдашних житейских кошмарах, сумел космически далеко выйти за рамки жанра "сейчас Абрам Моисеевич расскажет, как ему плохо и что у него болит" и написать текст метафизический, горький, безжалостный.

Но так, как случилось лет пять назад у Гандлевского, случается крайне редко. Культурные люди остаются культурными людьми, они любят длинно и нудно поговорить о том, какие они непонятые и несчастные, книги их издаются, карусель крутится, вот только на то, чтобы читать весь этот страдальческий поток, нет уже, каюсь, никаких сил и никакого терпения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2054
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4747
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2599
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2986

Другие новости