0
1362
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.08.2002 00:00:00

Ощущение пирожка

Тэги: драматургия, ирония


Майские чтения - 2002. Сборник пьес. - Тольятти, 2002, 240 с.

Пьеса - это текст для театра.

Жанр "пьесы для чтения" удивителен, хотя - чего не бывает. Это как ролевая игра с заведомо определенным финалом. В том виде, в каком он существует теперь, жанр возник, вероятно, из-за невостребованности театром данных текстов: часто они писаны будто для журнальной публикации и только. Ибо театр с современными текстами осторожничает, и вот уже молодым драматургом утеряно чувство сцены и сценичности. Что ж, бывает. Но нынешние драматурги работают много и упорно; одно за одним выходят издания малого формата и малого тиража. Как письма в бутылках, выброшенные в море, - может, кто подберет, отыщет отправителя.

Из последних сборников - альманах "Майские чтения # 7", независимое и более-менее регулярное издание, существующее благодаря меценатской и грантовой поддержке. Здесь - тринадцать фамилий, и почти каждый из авторов театральный практик. В том смысле, что имел дело с настоящим театром. Некоторые из опубликованных пьес уже поставлены и даже имеют определенный зрительский успех: "Ощущение бороды" Ксении Драгунской, "Анна Каренина-2" Олега Шишкина, "Сны" Ивана Вырыпаева, "Глаз" Максима Курочкина.

В общем, "Майские чтения" - это чтения вслух и желательно со сцены.

Сборник очень любопытен и вместителен: скетчи, постмодернистские стилизации, одна фантасмагория, несколько экземпляров так называемой документальной пьесы. Все это вполне уместно в контексте современного русского театра. Как драматургический материал - есть ценные образцы. Справедливым будет заметить, что именно они и востребованы в реальном времени и реальном театре.

К примеру, микропьесы "За стеклом" Сергея Носова, "Славянский базар" Вадима Леванова, "Чайка" А.П. Чехова (remix)" Константина Костенко, собственно, к театру имеют небольшое отношение. Скорее это сценарии перформансов - не слишком изящные, редко остроумные. Зато, наверное, сильно концептуальные: Достоевский с Толстым за стеклом, Станиславский с Немировичем в "Базаре", Треплев замечен за кормлением пирожком портрета Чехова. К слову, во всех трех произведениях вопрос приема пищи в целом и пирожков в частности стоит весьма остро. Драматурги, что ли, голодают? Только вот "пирожок" у них - ни с чем.

Рядом - "Анна Каренина-2" Олега Шишкина, пьеса отнюдь не бездумная и ненапрасная. "Гармония дала трещину, и она проходит через всю русскую железную дорогу". "Нет больше сантиментов! Нет больше первородных поцелуев! Только паровозный гудок!"

Каково?

И - элегантно закольцованный финал истории, печальный конец Анны при виде поезда братьев Люмьер. Здоровая ирония Шишкина рождает монстра, но с весьма симпатичной мордой. Цивилизация обесценивает не только первородные поцелуи, но и толстовские, и дарвиновские, и фрейдовские тома-исследования человеческой природы. Ремиксованная "Чайка" икает и падает к ногам убийцы. Чехов меланхолично жует пирожок, двигая челюстью на веревочке. Толстой глядит из-за стекла и эдак тяжко вздыхает.

"Ощущение бороды" Ксении Драгунской - эта пьеса попросту превосходно написана. Здесь возможна тысяча ее театральных интерпретаций, она смотрится чуть не шарадой. Жанр - среднерусская фантасмагория, "народная поэма". Легчайшее сочинение, необычайно смешное и обещающее хорошо проведенный в театре вечер. Что важно - пьеса абсолютно самостоятельная и новая, ни на что не похожая. Воспитывает нежность к чудачеству, отвлекает от дурного и тяжкого. Еще одно стоящее чтение - скетч Максима Курочкина "Глаз". Поразительная жанровая умеренность в четырех страницах. Короткая история одного дико живущего гунна, сраженного цивилизацией большого города. Меняю телевизор на боевого слона.

А ведь есть еще страшные пьесы про "сегодня" и "сейчас". "Сны" Ивана Вырыпаева - опыт документальной пьесы, значительно преломленный волей драматурга в сторону художественного вымысла. В любом случае - театральный документ времени, поиск выхода и красоты прямо посреди ада. Есть "Замочная скважина" и "Фантомные боли" Василия Сигарева, автора орденоносной пьесы "Пластилин". Есть отрывок из "Дредноутов" Евгения Гришковца и его же неясное сочинение "Кое-что о змеях", очень уж похожее на рассказы Виктора Конецкого. Есть "Рыбалка" Ильи Фальковского, старое-новое мифотворчество, умное и гуманное. Есть Родион Белецкий с "Забавным богоискательством".

Ну и последнее. Этот сборник читать не надо. А если и читать - то только профессионалам, артистам и постановщикам. Альманах опубликован с практической целью - здесь тот случай, когда нужно видеть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
702
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
824
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
533
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
126

Другие новости