0
1216
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.08.2002 00:00:00

Автор горизонтального времени

Тэги: бавильский, критик, проза


- Как критик ты много писал о современной прозе. Теперь ты сам стал автором романов. Как в тебе уживаются критик и писатель?

- Конечно, когда я писал романы, я пытался реализовать те идеи, которые проговаривал в критике. Не знаю, как получилось. Но мы ведь пишем те книги, которые сами хотели бы прочитать, да?

- Как ты написал "Семейство..."?

- К написанию "Семейства..." меня вынудила жизненная ситуация. Роман стал неким выхлопом, реакцией на кризис в моей биографии. Что касается второго романа, то мне сперва казалось, что "Едоки картофеля" я пишу по инерции, вслед за первым. Но потом вдруг понял, что мне жутко нравится это состояние, когда ты создаешь некое параллельное пространство, уходишь в него и оттуда подглядываешь за жизнью.

- Поделись "романическими" идеями - каковы, по-твоему, критерии хорошего романа?

- Мне очень не нравятся книги, где автор грузит читателя сложностями своего внутреннего мира. Поэтому я пытался написать намеренно нехаризматичные книги, где главное - простая история, которую надо рассказать. Сказано же, что занимательность - это вежливость писателя. А эстетические или философские идеи - все это можно подложить "под".

- И что у тебя "под"?

- Глобальная идея моих романов в том, что искусство и жизнь это разные вещи, и их ни в коем случае нельзя путать.

- Сейчас писатели кинулись на сюжетность с тем же остервенением, с каким раньше выкладывали на бумагу свои "внутренние сложности". Не кажется ли тебе данная "сюжетомания" вымороченной, неестественной?

- Мне кажется, что требование сюжетной прозы - это просто требование наших дней.

Когда нет времени на свои внутренние сложности, не говоря уж о чужих. Толстые книги читали при советской власти. Тогда писатель занимал нишу учителя. А сейчас ситуация горизонтальная - все равны в одинаковой степени. И правда читателя стоит на одном уровне с правдой писателя. Сейчас нельзя учить. Нельзя демонстрировать духовные богатства. Их у читателя - выше крыши. Его надо развлекать историями. Подкидывать информацию, которую он сам расшифрует. Или не расшифрует. Полная свобода интерпретации. Читатель становится соавтором.

- А читателю это нужно? Может быть, его нужно вести за руку?

- Ведет история, рассказ, сюжет. А как он ее поймет - его дело.

- Твои предпочтения в прозе - перечисли романы и авторов, которые соответствуют твоим представлениям о современном романе.

- Не надо изобретать велосипед, он изобретен. Есть европейский рынок романов и писателей, которые хорошо известны по публикациям в "Иностранке". Это Акройд, Кутзее, Остер, Теру, Макьюэн, Фаулз, Мердок.

- Но ты ставишь в один ряд разных авторов! Макьюэн и Акройд - да, они блистательные конструкторы, "механики". А вот Теру, Кутзее или Фаулз - у них кроме механики есть что-то, что поднимает их над остальными. Что?

- Я тебя понял. У них есть попытка найти не столько сюжет, сколько глобальную метафору для описания окружающего мира.

- Ты ставил перед собой такую задачу в своих книгах?

- Нет. В моих книгах мне было важно передать ощущение сиюминутности нашей жизни, ее скоротечности, неуловимости. Вместе с тем это спокойные книги, не тревожные.

- То есть ты не хочешь, чтобы человек, прочитав твою книгу, потерял покой: запил, сорвался с места, женился, бросил работу?

- Такие книги меня достали. Достала чернуха, достало расчесывание метафизических глубин, достали воспоминания о детстве, о том, как хорошо жилось при советской власти, достали претензии на философичность. Я не против Улицкой - абсолютно! - но иногда мне хочется просто почитать книгу. Без надрыва.

- Можно сказать, что твои романы - такая реакция на "беспокойные" книги?

- Да. Мне жутко не нравятся такие писатели, как Маканин. Для того чтобы прочитать его книгу, требуется усилие. Как критик я ее читал. Но как читатель - ни за что не стал бы. Увы, книги, которые назначаются главными нашим литературным истеблишментом, всегда трудные, вымученные опусы. А я как читатель не хочу их душевного надрыва. Кто они такие, чтобы меня напрягать? Почему они считают, что имеют право меня напрягать? Я попытался написать книги, где читателю будет легко и свободно. Да, легко и свободно.

- Об "истеблишменте". Ты ведь состоишь в многочисленных литературных жюри, то есть разгребаешь всю эту помойку. Пытаешься ли ты проводить свою политику в жюри?

- Всегда. Поэтому мои "выдвижения" идут "вразрез". Они никогда не получают премий. На "Нацбестселлер" я выдвигал Левкина и его "Голем". На "Аполлона Григорьева" - "Сами по себе" Болмата. Я выдвигал "Голубое сало" - не помню уж куда. То есть я отстаиваю книги, которые интересны мне как читателю, а не как критику. Так я бы сказал.

- О "премиальной" клановости. Не кажется ли тебе, что члены жюри наших премий и их номинанты только что вышли из одного ресторана и перешли в зал для раздачи слонов?

- Любая премия - это тусовка. Любое издательство - это тоже тусовка. Нормально.

- Когда речь идет о "первом писателе", скажем, кафе "ОГИ" или какого-то издательства, то это первые писатели и поэты кафе и издательства. Тут все честно. А "Букер" или "Григорьев" претендуют на всероссийский масштаб. Как быть с этим?

- Теоретически, да, претендуют, но практически - нет. Ни там, ни тут никогда не победит автор из провинции. Автор должен принадлежать к какому-то клану и отрабатывать чьи-то интересы. И эти интересы - в столицах. Возьми Ольгу Славникову. Она была во всех списках, но пролетела по всем статьям. А роман-то "Бессмертный" - замечательный роман! На голову выше соседей по списку. Правда, теперь Ольга переехала в Москву, так что ее следующий текст обязательно получит премию.

- Но ведь география - это атавизм, прошлый век. Стремление в Москву старомодно, банально. Никто ведь не рвется в Лондон или Париж. Там, на "рынке европейского романа", писатель давно предпочитает тихую провинцию. Неужели Москва так неизбежна? Вот ты - ты ведь участвуешь в литературной жизни из Челябинска. И ничего.

- Если бы я жил в Москве, никогда бы не написал три романа. Это я знаю точно.

- Недавно в Барнауле я беседовал с тамошним писателем Владимиром Токмаковым. Он считает, что сейчас пространство провинции гораздо интереснее пространства столицы. Как ты думаешь? Тем паче что в твоих "Едоках..." тоже описан некий провинциальный город Чердачинск?

- Он прав в том смысле, что у провинциальных топосов действительно нет своего разветвленного литературного текста. Поэтому каждый автор изобретает собственную мифологию, пишет оригинальный текст. Он описывает метафизику места с нуля, отталкиваясь от себя.

- Но ведь это самое интересное.

- Это круто.

- О чем твой третий роман?

- Там две сюжетные линии. Первая связана со старой актрисой, которая начинает получать на свой ящик чужие душераздирающие письма. Она пытается разыскать их автора или адресата. Вторая связана с живым журналом, где люди в интернете ведут свои дневники. Девушка, героиня, на это дело подсаживается, ищет жениха, прозревает мировой заговор и так далее. И эти две истории как бы комментируют друг друга. Мне иногда кажется, что это один и тот же человек в разные периоды жизни. Старая актриса и девушка.

- Вот и в "Едоках..." у тебя речь идет от лица женщины. Откуда такая тяга?

- Женщины существа странные и загадочные. Письмо - один из способов их понять.

- И что ты понял?

- Что они лучше мужчин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
659
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
382
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2464
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1935

Другие новости