0
1153
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.09.2002 00:00:00

Книга метро, или двери закрываются

Тэги: метро, москва, эссе


Я люблю московское метро.

Я люблю московское метро, несмотря на шваль и сволочь, что толчется в переходах, потому что даже сволочь цепенеет в этих залах.

В метро я всегда сажусь в первый вагон. Когда подают состав, я пытаюсь угадать его номер. Для того чтобы угадать номер, надо запрокинуть голову и постараться ни о чем не думать. Тогда первая цифра, мелькнувшая в голове, обязательно совпадет с номером, который написан на лбу состава.

Если вы угадали номер, день будет удачным. Если нет - обычным.

Как правило, я угадываю номера 1, 24, 26, 9, 15, 31 и 13.

В первом вагоне мне нравится угловая лавка. Я всегда стараюсь занять это место, чтобы спокойно почитать книжку. Мне вообще нравится читать в метро. Лучшие книги были прочитаны под стук его колес. Лучшие мысли приходили в голову на этих кожаных подушках.

Жаль только, что вагоны с такими подушками встречаются все реже и реже.

Страшно подумать, что за время жизни мы проводим под землей около года! Хорошая репетиция, правда? Но если нам и вправду суждено бродить (хорошо - не лежать) целый год под землей, давайте хотя бы бродить осмысленно! Тридцать лет, то есть всю свою бессознательную жизнь, я пользуюсь метро. И все эти годы открываю в нем что-то новое. Что рисунок арки на "Курской-радиальной", например, повторяет рисунок арки Константина 315 года в Риме. Что пионерка на "Площади революции" держит не мячик, а глобус, на котором есть контуры СССР и город Москва. А недавно, прогуливаясь на "Маяковской", я обнаружил в створе тоннеля загадочную надпись, которая гласит: "На данном участке при прохождении поезда можно укрыться только на служебном мостике".

Но самая странная станция московского метро - это "Площадь революции". Глядя на ее скрюченные скульптуры, вспоминаешь не историю страны, а средневековые храмы, где фигурки святых точно так же лепятся в нишах. А люстры? Обычно люстры в метро висят над кромкой перрона, а тут их передвинули к стенам, чтобы лучше осветить скульптуры.

Переместимся с перрона в центральный зал. Пол тут выложен плитами в клеточку, так что кажется, будто попал не в метро, а на огромную доску с шахматными фигурками. Будто чья-то рука расставила эти фигурки на поле, да так и бросила, не доиграв, на середине партии.

Моя любимая лампа в форме моллюска (чистый модерн) висит там же, на выходе к ГУМу. Ну а моя любимая фигурка в нише - это юный андрогин в комбинезоне парашютиста, военный летчик женского пола, ангел, упавший с небес в преисподнюю. Много лет я ходил мимо этой фигурки и только недавно заметил: вот она, линия груди под комбинезоном, покатость бедра, крошечный размер обуви.

И куда я раньше смотрел?

Я люблю московское метро. Мне нравятся двойной купол на "Новокузнецкой" и самое долгое эхо "Таганской". Мне не дают покоя фаллические стволы "Измайловского парка" и шумерские колонны на "Проспекте мира", лотосы на "Кропоткинской" и "Автозаводской". Мне нравится станция "Семеновская", потому что она похожа на базилику Cistern в Стамбуле. Я люблю купол на "Динамо", потому что он скопирован с Пантеона и его ложной перспективы. Мне по душе даже будуарная "Арбатская" с розочками крем-брюле на спальных балдахинах, хотя ее безнадежно испортили лампами дневного света. А вентиляционные решетки и светильники, где полным-полно масонских молоточков, исламских полумесяцев и звездочек? А переход на "Комсомольской", где есть венецианские плафоны и самые настоящие флорентийские аркады?

Однажды, ожидая встречи, я слонялся по платформе "Комсомольская-кольцевая". Задрав голову, я рассматривал плафоны и открыл вот какую закономерность. Если идти в глубь станции, то изображения на плафонах будут чередоваться в последовательности исторического убывания. То есть сначала будет изображен Ленин, потом заваруха с декабристами, потом петровские дела, Дмитрий Донской, Древняя Русь и так далее "во тьму веков".

Но вот парадокс - после русских князей на плафонах снова шел мистер Ленин! То есть в замысле художника был заложен мнимый библейский смысл и пафос, когда вождь мирового пролетариата выступал в роле Бога-Отца, который вечно дрейфует над водами всеобщей истории.

К ее, истории, финалу.

Но мы, как вы догадались, совсем о другом.

Эту книгу можно было бы назвать "Книгой метро". Сюда вошли бы краткие, но красочные, лирические, но в то же время умные эссе о станциях Московского метрополитена: с привлечением материалов архивного, активного, искусствоведческого, жанрового, мифического сюжетного и анекдотического характера. Можно, говорю я вам, можно было бы раздать нашим пишущим людям, у которых есть еще вкус к языку и внешней жизни, по станции метро - в пределах, допустим, его кольцевой, чтобы к весне собрать под одну обложку их блистательные эссе о подземном царстве наших теней.

В конце концов подземное царство на то и подземное, чтобы новый Орфей каждое утро спускался в его погреба и нашел-таки там эту самую Эвридику.

Даже если на ней во все времена года один и тот же костюм: парашютистки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
854
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
461
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2771
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2191

Другие новости