0
814
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.10.2002 00:00:00

Возвращение из хаоса в историю

Тэги: попов, мастер хаос


Евгений Попов. Мастер Хаос: Роман-коллаж. - М.: МК-Периодика, 2002, 264 с.

Видимо, "эшелонирование" литературных группировок сейчас происходит не в кулуарных мастерских и частных кружках, а "под шапкой" престижных и раскрученных серий, беспроигрышно затеваемых крупными издательствами. Разумеется, попадание автора в сериальную "обойму" не может быть однозначно прогнозируемым: нередко серии компонуются благодаря алогичным дружеским симпатиям или в силу случайных факторов отбора, позволяющих обнаружить на культурной периферии непримелькавшееся имя (чье лоббирование, несомненно, принесло бы издательству если и не моментальную прибыль, то репутацию бесстрашного пропагандиста "молодых дарований"). В то же время, как правило, книжные серии стремятся переустроить литературный процесс по меркам и шаблонам культивируемых ими идеологий. Любопытно, что новаторская русская проза - не важно, причисляет ли она себя к респектабельному мейнстриму или скандальному эпатажу, - большей частью нацелена на изолирование, отграничения себя от литературы предшествующих декад советского официоза и постсоветского бурлеска и ориентирована на западные, иноязычные стандарты (нередко знакомые в плохих, недобросовестных переводах). В том, что русская проза нередко открещивается от переработки травм и последствий советского (или перестроечного) опыта, есть свой сермяжный смысл. Ведь реликты и атавизмы советского опыта могут оказаться препятствиями для приятия русской литературы извне, не в локальном, а в более широком рыночном контексте.

Недавно запущенная издательством "МК-Периодика" серия "Современная библиотека для чтения" намеренно идет вразрез с этой расхожей тенденцией и прокладывает свою, достаточно перспективную, магистраль. Художественная проза в этой серии на сегодняшний день представлена тремя авторами: уже изданы роман-коллаж Евгения Попова "Мастер Хаос", семь повестей и рассказов Игоря Клеха "Охота на фазана" и новеллистика Александра Хургина "Бесконечная курица". Во всех трех случаях советский экзистенциальный и культурный опыт не отторгается, а, наоборот, заново подвергается ревизии и прочитывается в нескольких реабилитирующих его измерениях: лирико-исповедальном, скетчевом, мемориально-циничном или элегическом. Или попросту в измерении непосредственного проживания близости к идеологии. Ретро-ностальгический импульс, пронизывающий и скрепляющий все три книги (хотя далеко не в каждом он получает отчетливые огласовки), свидетельствует об общем пафосе возвращения к истории, о попытке отыскать в ее линейной хронологии почетное место для тоталитарного опыта: и для легендарного коммунистического далека, и для недавнего коллапса советско-имперского сознания. Серия МК, таким образом, обзаводится своей, пусть и не декларативной, но недвусмысленно вычитываемой между строк идеологической программой. Недавно минувшее не должно подвергаться тотальному забвению из-за компенсаторного стыда за преступления тоталитаризма; взлет и крах коммунистической эры, фрагментарно заархивированный в культурной памяти, предстает этически неоднозначным и оттого по детективному интригующим эпизодом национальной истории.

Серия "МК" угадала намечающийся сейчас крен к жесткой переоценке и демифологизации советской истории (особенно периода 80-90-х) и представлению ее уже не в амплуа карнавально-бесовского действа, не замкнутым на себе лабиринтом постистории, а политико-экономическим сцеплением закономерных ошибок и достижений. Задача рационализировать и очеловечить позднюю советскую историю явно не по силам модным сейчас техникам спонтанно-фрагментарного компьютерного письма или психоделического плетения сновидений у бывших "медгерменевтов". Зато в книге Евгения Попова эта задача если и не виртуозно реализована, то по крайней мере поставлена во главу угла. Об этой книге и поговорим чуть подробнее.

Попов прибегает к сейчас уже старомодному и шаблонному жанру постмодернистского романа-коллажа, смешивающего устную байку и велеречивый гекзаметр, напоминающего сразу и Белого, и Гладкого, и зощенковский сказ, и субъективную журналистскую хронику с неотъемлемыми бонмо в манере Максима Соколова или Александра Тимофеевского, и мемуаристику, и сухой документ. Мозаичный принцип подобного романа (унаследованный от Кортасара, Джона Барта и Питера Эстерхази) диктует ценностные инверсии, а также упразднение и демонтаж исторической последовательности, предопределенные постмодернистским тезисом о "конце истории". Попов реконструирует событийную канву рубежа 80-90-х (свержение коммунистических лидеров в странах соцлагеря, введение талонов на водку, появление первых проституток на Тверской, военизированное подавление антиправительственных бунтов в Грузии), последовательно диагностируя нивелировку исторической логики, бесповоротный распад истории в стихийную вереницу социальных катаклизмов. Попов ищет оптимальных стратегий индивидуального или коллективного возвращения к истории, упорядочивания, структурирования хаоса (особенно в его социальной аватаре), опираясь на положения бельгийского физика Ильи Пригожина о непроизвольном, почти божественно-мистическом образовании порядка внутри открытых термодинамических систем. Выводов и балансов Попов, разумеется, не подводит, но из его мнимо-фактографичного попурри следует парадоксальное умозаключение: не есть ли сама история органичная ипостась Хаоса? И тогда пребывать в хаосе не означает ли находиться в эпицентре истории?

Попов язвительно и насмешливо предлагает считать "Ведущим памятником России" пустое место на Страстном бульваре, некогда занимаемое помпезным монументом Сталину, - "памятником без четко очерченных границ в пространстве и времени. Памятником, символизирующим чаемое гражданское согласие в обществе после всех ужасов, пережитых этим обществом". Не является ли этот пустотный, развоплощенный обелиск Хаосу и наиболее достоверным портретом Клио?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2048
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4736
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2593
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости