0
1299
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.10.2002 00:00:00

One of US

Тэги: ОКоннор, мудрая кровь


Фланнери О"Коннор. Мудрая кровь: Роман / Пер. с англ. Д.Волчека. - Тверь: KOLONNA Publications, 2002, 192 с.

А что если Христос живет среди нас? Пока такое предположение может мелькнуть в сознании христианина, живо само христианство. Этот аккумулятор подпитывает веру не только сектантов и паствы относительно молодых (по историческим меркам) церквей, но и безусловных последователей старейших конфессий. Разница результатов есть продукт разницы контекстов - временных и географических, культурных, психологических. Неофит готов увидеть Христа в первом попавшемся бродяге, католика эта мысль озарит, может, раз в жизни, но его сознание, как фотографическая пленка, навсегда запечатлеет вспышку света. "Мудрая кровь" - снимок мистического откровения, посетившего 27-летнюю католичку (годы жизни - 1925-1964, родилась в Саванне, штат Джорджия).

"Georgia is always on my mind". Действительно, Джорджию надо иметь в виду, думая об этой книге. Перед нами американский Юг - место, где религиозные чувства не ослабевали с середины XIX века до середины XX-го, где Шекспир намертво перемешан с Ветхим Заветом, где негры-рабы создали свой извод христианства, полный страсти и музыки, где местные белые до недавнего времени иссушали себя ненавистью и завистью к победившем в гражданской войне янки. Неистовое религиозное плодородие одних и бесплодная паранойя других создали территорию, живущую по законам Фолкнера.

Но не только его. Помимо земель, населенных потомками деградировавших плантаторских родов и их бывших рабов, здесь, на американском Юге, можно найти и другие: "два дома, ржавого цвета дорога, несколько негритянских лачуг, амбар и лавка с облезшей красно-белой рекламой нюхательного табака на стене". Обиталище "белого трэша". Чудовищное захолустье, анонимный атом мироздания, время оседает здесь пылью после того, как редкий раздолбанный грузовик прогромыхает из никуда в никуда. В таких местах ничто не отвлечет внимание человека, который сочиняет, нет, не сочиняет, а вот так: к которому приходит новая вера.

Что с главным героем романа Хейзелом Моутсом и происходит. Его новая вера - самая радикальная; он проповедует церковь, в которой нет места искуплению, нет Иисуса, нет того, во что нужно верить. Новая религия Моутса - торжество тавтологии (в этом смысле он чем-то напоминает Людвига Витгенштейна - тот тоже своего рода новую религию сочинил): жизнь равна жизни, нет ничего ни в ней, ни за ее пределами. Спасителя нет, ибо некого и незачем спасать. Моутс проповедует то, что некоторые мыслители назвали бы "чистым актом веры"; нет ни объекта и ни субъекта этой веры, только этот акт, абсолютный, чистый, самодостаточный. Нечто отдаленно сходное, кажется, проповедовал Лев Шестов, но он пришел к своим выводам через сложную цепочку рассуждений, а Хейзел Моутс не рассуждал ни о чем. Его подталкивает "мудрая кровь"; не "разум", а именно "кровь", шум и ярость бурлят в ней.

Моутс действует безошибочно. С самого начала он знает, что надо делать. Как герой средневекового романа, он окружен не людьми, а аллегорическими фигурами, символизирующими разные пути, на которые может толкать "мудрая кровь". Это похоже на кальвинистское "предопределение"; именно поэтому в романе О"Коннор душно - в его пространстве почти нет свободы...

Перед нами разыгрывается "театр веры": каждый из персонажей - лжеученик Енох Эмери, лжеслепец Хокс, лжепророк Солас, наконец, миссис Уоттс, мисс Шабаш Хокс и миссис Флуд, претендующие не только на тело Моутса (и на жалкие гроши ветерана войны), но и на душу - есть воплощение возможного пути, открываемого проповедью главного героя, но пути ложного, ибо Моутс говорит только о самодостаточном акте веры, но не предполагает никаких выводов. Нет искупления, нет грехов, не в чем каяться, нет никакой разницы, как ты живешь. Идеально было бы и не проповедовать, да, впрочем, и не жить тоже. Ведь жизнь равна себе и не подлежит никакой рефлексии: ни моральной, ни эстетической - никакой.

"Мудрая кровь" построена, как Евангелия от Марка и Иоанна: повествование начинается не с рождения героя, а с того момента, когда он начинает действовать. Христос творит чудеса, проходит путь страдания, погибает и воскресает; Моутс проповедует свою веру, грешит, убивает, добровольно принимает (скорее даже сам себе причиняет) страдания и гибель. Енох Эмери, который следует велению "мудрой крови" не в меньшей степени, чем Моутс, делает из "новой веры" самые правильные выводы и - что особенно важно - доводит их до логического конца: сначала приносит проповеднику украденную из музея мумию (мертв, высушен и выставлен напоказ... Бог? человек?), а затем, наконец, обретает свое счастье, переодевшись в обезьянью шкуру: "...горилла опустила руку, забралась на камень... и погрузилась в созерцание неверных очертаний далекого города". Не Заратустра ли это?

Но торжествует не проповедник церкви без Христа, а Христос. Истязания, которым подвергает себя Моутс, погружение во тьму (он выжигает себе известью глаза), какое-то толстовское бегство из дому, чтобы быть найденным в канаве и потом сдохнуть в полицейской машине - все это именно искупление, то самое искупление, которое он столь яростно опровергал. И его главный враг - Иисус, кажется, все-таки приходит за ним. Умерев, Моутс "уходит все дальше и дальше, превращаясь в крошечное пятнышко света".

Это - теологический роман. И в то же время католический роман о протестантском мире, где каждый опрометчиво берет на себя роль толкователя Книги и открывателя Истины. Понятия Греха и Искупления для католички О"Коннор - единственно существующие, вечные, определяющие единственную реальную свободу христианина, свободу выбрать между адом и раем. Плоть мерзка, вера - воспалена, борьба за души людей разворачивается в заурядных городках американского Юга. А что если Христос действительно был среди их обитателей?

P.S. Я ни слова не сказал о безукоризненном переводе Дмитрия Волчека именно потому, что он - безукоризнен. Волчек уже подарил русскому читателю несколько превосходных англоязычных книг, но, увы, дар этот до сих пор остается незамеченным. Люди, обстоятельствами приставленные к "литпроцессу", по-прежнему продолжают толковать совсем о другом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
930
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2669
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1526
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1892

Другие новости