0
961
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.10.2003 00:00:00

Пиджак Милорада Павича

Тэги: Павич


Милорад Павич. Кровать для троих. - СПб.: Азбука-классика, 2003, 288 с.

Род Павичей появился в истории сербской литературы еще в XVIII веке - в 1768 году в Будиме Эмерик Павич опубликовал книгу стихотворений, написанных десятистопным размером народного эпоса. А родной дядя Милорада Павича Николо Павич был известным писателем середины ХХ века.

Самому Милораду Павичу популярность принесли мужская и женская версии "Хазарского словаря", опубликованные в 1984-м, хотя писать рассказы он начал еще в школьные годы в 40-х годах. Сейчас книги Павича переведены на восемьдесят языков и принесли своему автору, специалисту по сербскому барокко и поэзии символизма, члену Сербской академии наук и искусств, члену Европейского совета по культуре и международного редакционного совета журнала "Иностранная литература", номинанту Нобелевской премии, долгожданную известность.

В "Кровать для троих" вошли три пьесы - давшая название сборнику "Кровать для троих", "Стеклянная улитка", "Вечность и еще один день" - и восемь рассказов.

Для Павича текст - нечто вроде мирового разума, единое полотно, из которого он рукой профессионального портного вырезает стильный пиджак. Постоянно не дает покоя мысль, будто автор придает минимальное значение сюжету, а все его внимание приковано к причудливой форме, в которой он, сюжет, воплотится. Павич играет с читателем, предлагает ему решить вместе с автором головоломку - придумать историю. Он вырезал рукава для пиджака, а теперь наше дело их пришить. Мы можем поставить их на место карманов, а затем отпороть и подбить ими полы┘ Мы пытаемся найти единственно верное решение, сложить мозаику┘ Но Павич наблюдает реакцию "подопечных" или, если хотите, подмастерьев. Он как бы говорит - ищите, и вы найдете привычный для вас выход, но на самом деле перед читателем много вариантов решения, и каждый правильный.

Это-то и сбивает с толку больше всего. Воспитанные на Пушкине, Чехове и даже футуристе Маяковском, читатели привыкли к классическому построению пьесы: завязка - кульминация - развязка. Павич предлагает несколько вариантов первого, второго и третьего, прямо как в ресторане, дело за малым - сделать выбор. Кстати сказать, пьеса "Вечность и еще один день" построена по принципу меню - "меню для театрального ужина". Читатель (или зритель, если пьеса будет поставлена в театре) может сам выбрать из трех предложенных вариантов закуски завязку и десерт - развязку. Основное блюдо - кульминация, как и положено, подается для всех одно.

Другой вариант вовлечения зрителя в творческий процесс используется в пьесе "Кровать для троих". Павич предлагает разделить всю публику, которая придет на постановку, на две части - мужскую и женскую. При этом физиологический пол не имеет никакого значения. На выбор между мужским и женским билетом должно влиять только внутреннее самоопределение. Сюжет пьесы: история самого первого любовного треугольника - Адама, Евы и Лилит (первой жены первого мужчины). Но это не история библейских персонажей, это рассказ о современных мужчинах, пьющих виски, и о современных женщинах, пахнущих ароматом Issey Miyake.

Герои ищут любовь, читатели ищут правильное решение головоломки, пытаясь подогнать Павича под уже существующие стандарты, автор ищет себя и способ самовыражения. И в этом вечном поиске смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1508
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3885
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2164
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2439

Другие новости