0
977
Газета Проза, периодика Интернет-версия

05.02.2004 00:00:00

Окольная судьба поэта "в кредит"

Тэги: чулков, собода


Георгий Чулков. Тайная свобода: Стихотворения из неизданных книг (1920-1938). / Состав., подг. текста, вступ. ст. и коммент. М.В. Михайловой. - М.: ПаЛЕАлиТ, 2003, 64 с. (Из-под шпал). 110 нумерованных экземпляров (в продажу не поступают).

В начале ХХ века имя Георгия Чулкова (1879-1939) было у многих на устах. В 1904 году выходит книга стихов "Кремнистый путь". Критика ее заметила и сразу причислила дебютанта к символистам. Правда, Брюсов, опасаясь, что между стилем Чулкова и всем "новым искусством" будет поставлен знак тождества, на страницах журнала "Весы" припечатал поэта: "У г. Чулкова нет своего стиха: он пользуется чужим... публичным стихом, подобно тому, как есть публичные женщины". Казалось бы, после такого окрика тогда уже почти бога с русского Олимпа брось перо навсегда. К тому же, как уверяла в связи с другим случаем (Вяч. Иванов о Н.Гумилеве) А.Ахматова, назвать поэта в рецензии "господином" значило сознательно оскорбить. Но Чулков не бросил писать и шел и шел по тому самому дремучему лесу, не саду, где развешено столько лир - лоб расшибешь.

Чулков был своего рода "двойником" Блока, хотя был на год его старше.

Дело не только в новом направлении в русской литературе - мистическом анархизме, придуманном Чулковым вместе с Блоком. Не только в том, что Чулков, как пишет автор вступления к книге М.В. Михайлова, "постоянный спутник Блока в его блужданиях по петербургским кабачкам в снежные ночи 1907 года и незадачливый возлюбленный Любови Дмитриевны Менделеевой┘" Чулков был "двойником" Блока по своей поэтической сути, во многом замешенной на дрожжах автора "Стихов о Прекрасной Даме".

Литературная судьба Чулкова до 1917 года была вполне удачливой. Тогда многие поэты с легкой руки Брюсова выпускали собрания сочинений. Шеститомное было у Чулкова. Он автор романов ("Сатана" - один из них), книг рассказов. Некоторое время и после прихода большевиков к власти он - на гребне успеха. Выпускает несколько книг стихов и прозы, мемуары "Годы странствий", где не без иронии пишет о своей литературной молодости и соратниках. Но вскоре все меняется. Смерть единственного сына, болезни, наконец, тяжелое существование писателя, оказавшего не у дел. Он, правда, не сгинул в лагерях, не умер от голода, но голодал, и жизнь его была полна лишений. И вот тогда-то, после всех испытаний, рождается поздно сложившийся, но новый поэт, которого прежде Блок признавал, по выражению самого Чулкова, лишь "в кредит".

"Стихотворения Георгия Чулкова" (1922) - вершина творчества. Как пишет Михайлова, поэт начинает дышать воздухом "тайной свободы". Слова эти вынесены в название рецензируемой книги. Это пушкинские слова из стихотворения "К Н.Я. Плюсковой". У Пушкина им предшествует еще и другое: "Любовь и тайная свобода / Внушали сердцу гимн простой..." Любовь здесь скорее - в христианском и гуманистическом понимании. И все это близко Чулкову советской эпохи, который переживает происходящее с Россией, обращается к Богу. Он, правда, идет и на компромиссы - пишет роман о вредителях, но игру в признанного литератора проигрывает. Зато остается человеком, вызывающим уважение. Дом Чулкова на Смоленской площади притягивает к себе многих - от Ахматовой, М.Кузмина, Ю.Верховского и Андрея Белого до Л.Леонова, Н.Павлович, многих других.

На склоне лет Чулков, как и Тютчев, первое полное, текстологически выверенное собрание сочинений которого выпустил именно он, переживает любовь к Людмиле Лебедевой - на языке-отголоске былого времени: к юной "волшебнице и чаровнице". Так появляется "лебедевский" цикл, перекликающийся с "денисьевским". В этом цикле не только восторг, но и муки человека, изменяющего жене┘ "Он был хороший человек, настоящий писатель, небольшого ранга, но писатель", - это слова М.Булгакова о Чулкове после его смерти в 1939 году. Были и другие - уничижительные - и не только давнего врага еще по молодости З.Гиппиус, но даже Вяч. Иванова, когда-то близкого по мистическому анархизму┘ Однако права М.В. Михайлова, которая стала в посмертной судьбе Чулкова его земным попечителем (опубликовала его книги, вернула из небытия): теперь, особенно после выхода не публиковавшихся прежде стихов, к булгаковским словам о Чулкове можно добавить: "...и настоящий поэт"┘ "Все прекрасно. Жизнь коротка, искусство вечно", - последние слова Чулкова. Свою позднюю судьбу поэт предсказал в стихотворении 1920 г. "Память": "Хорошо быть нищим, светлым, вольным, / Вольно петь, любить и жить, как петь./ Хорошо и так: путем окольным / Медленно брести - и умереть..."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1634
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4114
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2271
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2566

Другие новости