0
1258
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.02.2004 00:00:00

О разнице между "PFIFF" и "PFIFF", или свист Сальери

Тэги: сальери


В заметке начала тридцатых годов XIX столетия Пушкин приводит следующий эпизод: "В первое представление Дон Жуана, в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, - раздался свист - все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из зала - в бешенстве, снедаемый завистью". В этой маленькой заметке есть несколько неточностей. Вот три из них.

В те времена вряд ли весь театр безмолвно упивался гармонией. Тогда зрители, если их можно так называть, во время театрального действа ели, пили, играли в азартные игры, а в ложах, бывало, и совокуплялись. Время от времени зритель обращал внимание на то, что происходило на сцене. Особенно если на сцене выступал знаменитый певец или певица.

Первая постановка "Дон Джованни" состоялась в Праге. Кстати, в Праге на премьере присутствовал Казанова. Он держал игорный стол в партере. И в Праге действительно опера прошла с большим успехом.

Только┘ Сальери в Праге не было.

Допустим, Пушкин имел в виду не самое первое представление, а первую постановку "Дон Джованни" в Вене. Но и в этом случае он не прав. Потому что венской публике опера не понравилась.

Из этого эпизода Пушкин делает далеко идущее умозаключение: "Завистник, который мог освистать Дон Жуана, мог отравить его творца".

Известно отношение Сальери к опере "Дон Джованни". Франц Шуберт, ученик Сальери, говорил Ансельму Хюттенбреннеру: "Насколько я знаю, Сальери пропустил только одно представление "Дон Джованни". Видимо, эта опера его особенно интересовала; однако сказать, чтобы он когда-либо о ней говорил с энтузиазмом, не могу".

Пушкин не приводит источника эпизода со свистом, и, насколько мне известно, источник до сих пор не обнаружен. Но давайте рассмотрим другой эпизод со свистом Сальери, о котором рассказывает сам Моцарт.

30 июня 1783 года в Бургтеатре в Вене прошла премьера оперы Пасквале Анфоccи "Il curioso indiscreto", для которой Моцарт сочинил две арии. (Кстати, есть предположение, что эта опера Анфосси была позже показана в Санкт-Петербурге на русском языке под названием "Излишнее любопытство вредно".)

"Опера совсем не понравилась, за исключением моих двух арий┘ вторую даже повторили", - пишет композитор своему отцу 2 июля 1783 года. И в том же письме: ""Во время... репетиции (оперы Анфосси)... Сальери вызвал (певца) Адамбергера к себе. Он сказал ему, что граф Розенберг (Франц Ксавер фон Орсини-Розенберг - интендант Венского придворного театра. - М.К.) не одобряет включение арии... Самое обидное... в том, что граф Розенберг ничего об этом не знал - это была просто уловка Сальери".

В немецком тексте "nur so ein Pfiff des Salieri war".

По-немецки Pfiff в первом значении - "свист", в переносном (и в данном контексте) - "уловка", "трюк", "нечестный прием".

Таким образом, возможно, мы имеем факт, легший в основу пушкинской истории со свистом. Только Pfiff не в смысле "свист", а в смысле "уловка", "трюк", "нечестный прием", а опера, о которой идет речь, не "Дон Джованни", а "Излишнее любопытство вредно" (Il curioso indiscreto) Пасквале Анфосси, для которой Моцарт сочинил новые арии.

Вот этот эпизод в моцартовской подаче разросся до размеров легенды в подаче Пушкина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1462
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3769
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2118
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2388

Другие новости