0
2369
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.07.2004 00:00:00

Немигающий взгляд

Тэги: Гринберг, стихотворения


Семен Гринберг. Стихотворения. Из двенадцати книжек. Рисунки Ханы Тверски. - М.: Дом еврейской книги, 2003, 192 с.

Cогласно отрывистой автобиблиографической справке, Семен Гринберг родился в 1938-м. "Жил в Москве. С 1990 года живет в Иерусалиме". Собственно, формально тематически это и было бы корректной дефиницией "содержания" его книг для издательской аннотации. А сугубая содержательность этой анкетной отписки раскроется, говоря словами подхваченного в его стихах московского аграмматизма, - "кто понимает". В его гранящейся интонации среди прочих живет и легкое удивление, и легчайшая обида на тех, кого не трогает краткосрочность чуда жизни в двух означенных местах.

Московская часть его литературной биографии резюмирована участием в сапгировской антологии "Самиздат века". И впрямь не притупляющаяся "самиздатность", самодостаточная верность дошестидесятнической холодной поэтической весне, определяет во многом его стилистику. Благодарной памятью помечает он в полувековом удалении стихотворные удивления юности, заступаясь за осмеянного старшими "Лебедя в зоопарке" (Заболоцкий) и осмеянную младшими блоковскую "красивую и молодую". Как достойный сын своего поколения, он, говоря словами того, кто неприкровенно стоит в центре его поэтического мироздания, - "улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены".

Вторая жизнь в ее библиографическом аспекте - книги "Разговоры и сонеты. Последние московские книжки" (1992), "Иерусалимский автобус" (1996), "За столом и на улице" (1996), "Разные вещи" (1998) и, наконец, нынешний изборник. Если суммировать первое впечатление от знакомства с новым голосом, это было чувство счастливого расширения, казалось бы, застывшего к тому времени круга настоящей русской поэзии, вздрог от неожиданного входа сильного поэта, властно-вежливо заговорившего с великими. Как свой, а не бедный юродствующий родственник, поддразнивал он бессмертные строки. Этому сопутствовало драгоценное читательское ощущение своего отставания от автора, когда ты только начинаешь обживаться в точно расчисленном и мастерски возведенном здании стихотворения, а строитель его покинул и уже строит следующее, и в поисках точной разгадки прочитанного ты должен следовать за ним. Поэт все время, что называется, переводит взгляд - на зависть, надо сказать, немигающий. "И ты печальная сидела / - а нынче... погляди в окно" могло бы быть девизом его поэтики. За полнотой смысла надо отправляться в соседнее стихотворение, где он снова убежит от нас в последний момент, в последних строках. Двухголосая фуга создается противосложением недопонимающего наблюдателя и всепамятного русского стиха. "Что понял я тогда, / непобедимый лапоть, / Когда пошли мурашки по спине, / Про них, про земляков в широкополых шляпах, / Как стали кудри наклонять / и плакать / И тени оставлять на Западной стене┘"

Неспешная проходка немеркнущих цитат "по камушкам, похожим на скрижали" завораживает преданностью самому мозгу костей российского стиха. Мотив понимания/непонимания порождает поэтику припоминания/напоминания. Память, как водится, не может отдаляться от "дорогих могилок", ни от деревни Ручьи Новгородской губернии, ни от военного кладбища на горе Герцля. Стихи Гринберга всегда нуждаются в дополнительных напоминаниях. Оставим лозунг "Комментарии излишни!" победительным фельетонистам. Напомним, что народ, именуемый иногда народом банкиров и скрипачей, это еще и народ комментаторов, и стихи сегодняшнего иерусалимского, вчерашнего московского поэта обмакнуты в историю этого народа. Вот и в "Новом мире" восемь лет назад пришлось комментаровать последнюю строку его сонета, где пляшущий Давид обращается к поджавшей губки Михаль (Мелхоле): "А ты свою провидела судьбу? / Или мою - у зева душегубки /И с кожаной коробочкой на лбу?"

"Тфилин (или филактерии) - фрагмент Торы в кожаной коробочке, который накладывается с помощью ремней на лоб и левую руку во время определенных молитв".

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1715
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости