0
1380
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.11.2004 00:00:00

Золотых дел мастер

Тэги: Белый, золото, лазурь


Андрей Белый. Золото в лазури. Репр. изд. / Послесловие и примечания А.В. Лаврова. - М.: Прогресс-Плеяда, 2004, 302 с.

За сто лет после выхода "Золота в лазури" в русской поэзии много чего произошло. Что касается Андрея Белого, ровно 70 лет назад закончился его земной путь, и вновь возникает ровное число - 30 лет работала в литературе эта легендарная личность. Между тем ровность, прямизна, линейность пути - не его достояние. Но в его первой книге заложены основные отправные точки всех его дальнейших устремлений┘ Практически со всеми отрицательными отзывами о ней его современников (они приводятся в послесловии А.В. Лаврова) можно согласиться: многое у Белого звучит как пародия, как бред сумасшедшего. Это если смотреть трезво. Но так смотреть на такую книгу - нельзя. Автор опьянен восторгом бытия, собственной исключительностью etc. В молодой поэтике за учебой у классиков четко отслеживается стиховой арсенал авторов второго ряда, шутников, оперативных фельетонистов типа поэтов-искровцев или Козьмы Пруткова, то есть исходно - Бенедиктов. У Вл. Соловьева наряду с его романсово-музыкальной составляющей Белый берет и юмористическую сторону.

Андрей Белый - князь Мышкин русского стиха. Несуразица и правда в его случае одно и то же. Пиршественное обилие ярких красок, драгоценных камней, ослепительной куртуазности и прочей великосветской атрибутики - тоже оттуда, из бенедиктовщины. (Набоков и Пастернака числил по этой епархии, и в чем-то он прав.) Пресловутые "низкий бас" и "ананас" смешноваты и сейчас. Недаром чуть позже появился Северянин с его ананасами┘ В этой книге, полной символистических абстракций, очень много прозы. Есть сюжеты (стихотворения и циклы), есть детали типа "щебня" или "калош", даже газетные сообщения: "Китаец дерется с японцем┘". Кстати говоря, таких прозаических подробностей почти нет в разделе "Лирические отрывки в прозе". Быт вписывается в рифмованные стихи. Это же поистине славно сказано: "Замелькали юбки, ножки, / кудри, сглаженные гребнем┘ / Утрамбованы дорожки / мелким гравием и щебнем". Это пишет символист. Зовущие зори, лазурь, аргонавты и проч. Но ведь акмеизм возник из подобных подробностей. На них работал совершенно поблизости и Анненский. Кузмин тоже ходил рядом. Саша Черный, сатириконцы - тоже┘ А одно из самых сдержанных в смысле лирической дерзости стихотворений - "Воспоминание" - посвящено Любови Дмитриевне Менделеевой: может быть, здесь уже таится будущий трагический треугольник. Пока что на уровне эстетической дискуссии. Нет у Белого никакой Прекрасной Дамы┘

Мы располагаем множеством свидетельств андреебеловского влияния на поэзию начала ХХ века. Даже маяковские ананасы (про буржуя) - все-таки оттуда. Думаю, что и постоянная рифма Белого "Христос - роз" (не Белым, разумеется, выдуманная) каким-то образом отозвалась в блоковских "Двенадцати". А "бархатный шмель" - не он ли стал "черным" у Бунина? "Объявись - зацелую тебя", - пишет Белый, и слышится - как продолжение - Есенин: "Зацелую допьяна┘"

Лучший раздел - "Прежде и теперь". Самая замечательная вещь здесь, несомненно, "Опала". Речь о Бироне, том самом: "Докладам внимает он мудро, / вдруг перстнем ударил о стол. / И с буклей посыпалась пудра / на золотом шитый камзол. / Лицо утонуло средь кружев. / Кричит, раскрасневшись: "Ну, что ж! / Татищев, Шувалов, Бестужев - у нас есть немало вельмож┘ / И гневно поднявшись, отваги / исполненный, быстро исчез. / Блеснул его перстень и шпаги / украшенный пышно эфес". Это сказано в 1903 году. Через шесть лет Гумилев напишет: "Или, бунт на борту обнаружив, / Из-за пояса рвет пистолет, / Так что сыпется золото с кружев, / С розоватых брабантских манжет". Прямая связь, несмотря на разницу в размерах. Прежде чем посыпалось это золото, сперва посыпалась эта пудра. К слову - именно золото┘ А гумилевские "Капитаны" вышли из лермонтовского "Воздушного корабля" - из стиха "Не видно на нем капитана". Сергей Маковский полагал, что источником "Капитанов" служит бодлеровское "Путешествие". Но "Опала" Андрея Белого написана амфибрахием, очень напоминающим лермонтовский образец - прежде всего интонационно. Но ведь и Наполеон - фигура опалы! Я не спорю с Маковским, но роль Андрея Белого как посредника между Лермонтовым и Гумилевым очевидна.

Такие книги освежают память.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1313
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
660
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3528
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2759

Другие новости