0
928
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.11.2004 00:00:00

Шаманство требует жертв

Тэги: Широков


Виктор Широков. Дом блужданий: Собрание сочинений в 7 томах. Том первый. - Пермь: Реал, 2004, 300 с.

После первого прочтения книги прозы Виктора Широкова хочется досадливо плюнуть и сказать: "Ну ты, батенька, и накормил меня тухлятиной!" - потому что от собранных в "Доме блужданий" повестей прямо-таки веет духом литературной пошлости и банальности. Как от булгаковской "осетрины второй свежести". Однако ходишь день, два - и вдруг ловишь себя на том, что все это время продолжаешь неотвязно думать об особенностях широковской прозы, пытаясь разобраться, чем же она удерживает внимание, не будучи ни столь патриотичной, как у Валентина Распутина, ни столь провокационной, как у Эдуарда Лимонова, ни столь метафоричной, как у Александра Проханова?

Перелистывая читаные страницы, я вновь и вновь натыкался на псевдомудрости типа вывода о том, что "всех денег не заработаешь, всех девушек не перецелуешь, хотя стремиться к этому надо", или же на безмерно затасканные со времен трубадуров и миннезингеров выражения вроде того, что "новобрачная приняла меня в свои объятия, и я отдался бешеной скачке на лучшей в мире атласной кобылице". Не особенно, на мой взгляд, украшают его сочинения и понатыканные повсеместно каламбуры наподобие таких, как: "Лучшие эссе, без сомнения, написаны в Эссексе, думаю, что и с сексом там все обстоит тип-топ" и им подобные.

"Литературное шаманство требует жертв", - говорит лирический герой повести "В ожидании Абсолюта", и Широков, похоже, решил, что именно читателям его книги и суждено стать этими самыми жертвами.

Мне очень хотелось позвонить Виктору и сказать ему: "Знаешь, братан, ты очень хороший поэт и переводчик, но читать твою прозу - все равно, что слушать похабные анекдоты на похоронах близкого человека. В стране царят сплошные Беслан и "Норд-Ост", а твои герои не знают иного дела, кроме как пить коньяк в ЦДЛ, заваливаться в чужие постели да перечитывать на досуге свои собственные сочинения", - однако сделать это мне не давала встреченная в повести "Скальпель, или Длительная подготовка к счастью" не характерная для Широкова-прозаика фраза, выдающая в нем глубоко потаенное желание быть понятым своими читателями. "Надо научиться прощать пошлость. Без этого нет любви и нет счастья", - говорит его герой, поймав себя на зарождающемся в нем чувстве неприязни к своей тетеньке.

Думаю, для того чтобы понять прозу Широкова, надо обратить внимание на такую ее бросающуюся в глаза черту, как автобиографичность, которую автор то и дело подчеркивает, отмечая, как его герои пишут или перечитывают написанные ими повести и романы, принадлежащие на деле перу самого Широкова - "Вавилонскую яму", "Уральский Декамерон", "Шутку Приапа". С учетом этой автобиографичности становится видно, что персонаж повести "В ожидании Абсолюта" Алкмеон проваливается ни в какое не в Зазеркалье, а в свою собственную душу, в свое потаенное "я", похожее на стеклянную тюрьму, из которой легко можно убежать, разбив ее стены, но в которой хочется остаться навсегда, потому что там есть то, что наиболее дорого в этой жизни герою да и, похоже, самому автору. То есть - литература, великая русская классика и греческая античность, ссылками, на которые пересыпана вся проза Широкова. Да что там пересыпана! Артемида, Тесей, Минотавр, Ариадна, Фетида, Афродита, Федра и иные персонажи древнегреческих мифов - полноправные участники его произведений, действующие в его сюжетах наравне с полуавтобиографическим героем.

Широков - человек культуры, поэтому ему и снятся мраморные сны об античности, выступающие в роли того балансировочного шеста, который помогает ему и его героям удержаться на грани между просвещенностью и пошлостью и не сверзиться в вавилонскую яму греха. И, предлагая нам свою непростую для понимания книгу, он не просто сам смакует сюжеты с перепутанными постелями, но именно НАС С ВАМИ вынуждает пройти через возводимые, точно декорации, пошловатые сюжеты, заставляя - по контрасту с ними! - понять, что спасение человека от превращения в бездумного трахальщика всего, что шевелится, заключается в обращении к культуре. "Перед сном читал Пушкина и опять заплакал", - отмечает герой повести Широкова "Скальпель". А пока человек сохраняет способность плакать над стихами Пушкина, он остается человеком. Хотя, надо признать, это не такое уж легкое дело┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1041
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2901
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1628
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1997

Другие новости