0
736
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.12.2004 00:00:00

Блокбастеры для эстетов

Тэги: Исхаков


Валерий Исхаков. Жизнь ни о чем. - СПб.: Астрель-СПб; АСТ, 2004, 320 с. (Неформат).

"Жизнь ни о чем" - название, ни к чему не обязывающее и к тому же почти непроизносимое. Попробуйте-ка разборчиво выговорить это самое "ньни"! Как ни ломай язык, все равно получается что-то вроде "жизни о чем". Ну, и о чем же эти "жизни"?

Судя по всему, и в самом деле ни о чем. Без тени иронии Валерий Исхаков сообщает нам о том, что трусоватый, похотливый и рефлектирующий интеллигент Сергей Платонов когда-то был грозным следователем прокуратуры, а ныне метит в доктора юридических наук, при том что разбирается в законодательстве на уровне простого телезрителя. И даже более того, командир УБОПа без боя отдает Сергею свою жену с квартирой и детьми. И даже более того, ему дают 1000 долларов аванса и обещают еще 10 000 за мемуары о юношеских годах шести человек, один из которых он сам! В дальнейшем ставки возрастают до 100 000 у.е., а секрет столь нестандартных предложений оказывается настолько копеечным, что даже самый доверчивый читатель неизбежно почувствует себя обманутым.

Такие недоразумения случаются всякий раз, когда автор, ничего не смыслящий в жанровой прозе, берется писать "авантюрный роман"! Исхаков явно не уважает детективную литературу и знаком с ней не по лучшим образцам; а скорее всего не читает ее вовсе, довольствуясь американскими блокбастерами. В его представлении, авантюра = большие деньги + всемогущие корпорации + демонические мужчины + роковые женщины. Всех этих комиксовых персонажей автор пишет маслом в духе обкомовских портретов Ленина, что выглядело бы забавно, не будь вся остальная картина прописана тем же касторовым маслом в том же нравоучительном стиле.

Вся "авантюрная" линия занимает в романе не более ста страниц: немножко в начале, немножко в конце, а посередине читателю предлагается проглотить более сотни страниц вялого текста о юности Сергея Платонова, прошедшей где-то в России в непонятно какое время, с пространными рассуждениями о танцах, учительницах, родителях, взаимоотношениях с девочками и прочей подростковой банальщине. Пролистнув эти сто страниц и заглянув в конец, мы обнаружим, что не пропустили почти ничего существенного: большинство подробностей, которые автор сообщил о себе и своих друзьях, никак не связаны с развязкой романа, а просто вставлены для того, чтобы чтиво не казалось чересчур легковесным.

На кого рассчитана такая проза? Скорее всего на тех немногочисленных эстетов, которые пришли в восторг от курицынских "Матадоров" (Курицын, кстати, и редактирует серию "Неформат"), зачитали до дыр тучковских "Танцоров" и держат на прикроватной тумбочке полный комплект воробьевских "Пономарей". Они еще помнят те времена, когда слово "неформат" звучало гордо. Сегодня все не так. И представляется вполне закономерным, что "авантюрный роман" Исхакова издан в серии "Неформат". Более точную характеристику для этого текста подобрать трудно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
743
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
659
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
775
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
532

Другие новости