0
1869
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.01.2005 00:00:00

А было все непросто…

Тэги: корнилов, творчество


Владимир Корнилов. Собрание сочинений в 2 тт. (том первый - стихи и поэмы, том второй - проза). М., ИД "Хроникер", 2004.

За два года до смерти Владимир Корнилов (1928-2002) начал писать мемуарно-биографическую прозу, представленную в этом собрании тремя маленькими эссе. В одном из них он обмолвился, что его первое исключение из Литературного института в середине 40-х годов было связано с представленной на кафедру небольшой поэмой об авторском вечере Бориса Пастернака. Институтские учителя употребили испытанный термин "творческая пассивность", а тему поэмы посчитали несозвучной великой эпохе┘ Кто мог тогда предположить, что пройдет двадцать лет и догадливые русские читатели будут передавать из уст в уста весть: "Читали в "Новом мире" стихи Корнилова о похоронах Пастернака?" "Мы хоронили старика,/ А было все не просто./ Была дорога далека/ От дома до погоста┘"

Я пытаюсь представить себе сегодняшнего, молодого, допустим, человека, впервые открывающего для себя поэта Владимира Корнилова. Читатель возьмет в руки первый том этого собрания, с обложки которого строго и вместе с тем доброжелательно глянет на него автор, и найдет эти чудесные хрестоматийные стихи в разделе "Прощание со злобой" (1962-1967). Но только из статьи В.Шохиной, помещенной в конец второй, "прозаической" книжки, он сможет узнать, что в той журнальной публикации стихотворение называлось "Похороны". И никак иначе оно называться тогда не могло.

Какого старика хоронили в той "подмосковной тишине" - узнавали сразу. Я думаю, этому узнаванию частично способствовало и расплавленное в корниловском стихе эхо поздней пастернаковской музыки, прочно вошедшей к тому времени в читательский обиход┘ Здесь восстановлена справедливость: стихотворению возвращено каноническое название. Но хоть каких-нибудь "следов" тогдашнего "контекста" мне тут же, рядом с самим текстом, не хватает... И вдруг я думаю о том, что подлая "драматургия" своего времени, сама того не понимая, подняла эти стихи на недосягаемую высоту. Великий поэт - всегда еще и пророк, а в стихотворении "Похороны" провожали плывущего в "соседнее бессмертье" пророка. И никого другого. Короткое название только усиливало значительность происходящего. Вычеркивание фамилии Пастернака позволило редакции этот текст напечатать, но цензурный предохранитель, как я с удивлением чувствую сейчас, парадоксально обернулся почти библейской метафорой: похороны┘ Настоящей поэзии никакая цензура повредить не может. Сегодняшнему молодому читателю - легче и проще. Во всех отношениях. Впрочем, книжные примечания - это удел академических изданий, а перед нами избранное, к которому приложимы слова того же Пастернака о "кубическом куске дымящейся совести".

Крестный путь самого Корнилова оказался длинным: он пережил три исторических эпохи - сталинскую, следующую за ней "оттепельно-застойную" и длящееся ныне трагическое, болевое время Большого Хапка, которое он пытался понять и разгадать. К публицистике его поэзия и проза не имеют отношения, Корнилов - сугубый лирик. В этом была его сила и конечная победа, о которой, судя по стихам, он тихо и стеснительно грезил. "...Чтобы кто-нибудь тоже такое/ Мог потом написать обо мне" (1966).

"Остаться собой" и было главным, отличительным, выпуклым качеством поэта Владимира Корнилова! И с этого - не свернул, вглядываясь и сокрушаясь.

Владимир Николаевич Корнилов умер от "хворобы мерзкой". Он, стиснув зубы, удивлялся в одних стихах тому, что эта смертельная хвороба ему, частному человеку - страшно вымолвить - дала: "Едва я от Всевышнего/ Услышал эту весть,/ Как вмиг отбросил лишнее,/ Ведь мне всего не снесть./ И не скажу, что праведно/ Вся жизнь моя пошла,/ Зато целенаправленно,/ Хотя и тяжела". В других колотился - измученным Иовом: "Душу терзаю, в мыслях теряюсь,/ Губы кусаю, морщу чело.../Это же надо - пропасть, как заяц,/ Даже неясно из-за чего..." (2001). И еще - едва ли не главное горькое прозрение и признание: "...Надо мукой очистить слух,/ Чтобы слышен был чудный звук". Его последняя короткая поэма "Боль" - вся о цене этого очищения.

В томе прозы, рядом с хорошо знакомыми повестями "Без рук, без ног" и "Девочки и дамочки" помещено странное на первый взгляд сочинение "Псих ненормальный" - о молодом художнике, перекатывающем свою частную, казалось бы, заурядную жизнь по еще неосмысленному полю собственной судьбы. И - застывающем в изумлении перед проблесками своего дара, который берет в плен и лишает покоя. Отвечать за это дарование художнику еще предстоит учиться. Мне кажется, тут - один из ключей к пониманию судьбы автора.

Том стихов, в котором собраны все корниловские сборники и циклы, - оказался законченным и одновременно разомкнутым в будущее лирическим дневником. И от стиха к стиху в этом дневнике растет таинственное вещество мудрости и доброты.

"Долгий опыт русской поэзии показал, что время способно похоронить почти все, кроме человеческой личности, сохраненной в искренней, истовой, неподвластной моде лирике". Слова поэта - из его книги о русской поэзии "Покуда над стихами плачут..." (1997), которая мечтается мне третьим, не вышедшим пока томом собрания сочинений Владимира Корнилова. Этот "учебник" любви к русским стихам, насколько я знаю, так и не дошел до широкого читателя.

А читателем Корнилова быть трудно. Это особенная душевная работа - не просто чтение. И если удается хоть как-то соответствовать той эфирной волне, которая летит от его строк, вымывая собственную неискренность и суету, - счастье и утешение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
752
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2285
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1379
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1713

Другие новости