0
1138
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.01.2005 00:00:00

Назначь мне свиданье!

Тэги: поэзия, женщины


Московская муза. XVII-XXI. Антология. Сост., вступ. статья и библиограф. справки Галины Климовой. - М.: Московские учебники - СиДиПресс, 2004, 472 с., илл. Пахнет пудрой, кольдкремом, папильотки рожками торчат.

Чехов, проходя, злобно говорит: "Чем драмы писать, ела бы лучше холодную окрошку да спала бы в погребе┘" И-и-и, не извольте беспокоиться, и вовсе не спала, и утром мертвой встанет, а если окажется в ней хотя бы пригоршня жизни, то тут же истратит на рассвете - на расстреле, например, в душевой газовой камеры, в самую последнюю долю секунды успев еще сравнить с серым мертвенным подсолнухом, отвернувшимся от солнца, дуршлачок душа┘ Женщины, сбившиеся в крик, в колтун, в ненастье снов, ведущие за собой слова, как детушек, крепко сжимая в ладонях приставки и суффиксы┘

Боль уравнивает людей. Крик, которым заглушают боль, звучит везде одинаково. И только поэты умеют огранивать крики, помещать их, как камни, в застенки оправ, и боль становится красивой, изящной, иногда даже такой, за какую Маяковский презирал Северянина┘ Женщины, пишущие стихи, ничем не похожи друг на друга, только легче, чем мужчины, приспосабливаются к каторге поэтического бытования. Достоевский писал, что даже на каторге женщины очень быстро обрастают бытом и уютом.

"Сидит на завалинке./ Рассуждает, слизывая земляничные пенки:/ - Ведь папа - не маленький,/ А его поставили к стенке┘" И еще: "Мама сказала: "Дырочка, как стрекоза,/ В сердце и на тужурке"./ И еще, что ему завязали глаза./ Не играл же он в жмурки?" Это Варвара Бутягина, никому не известная, в сгоревших рукописях найденная, написала в начале минувшего века. (Чтобы спустя 20 лет ей ответил другой неизвестный: "Ты не плачь, ты уже не маленький,/ Ты не ранен, ты просто убит┘")

Мужчина и женщина переговариваются через колючую проволоку, по которой пропущен ток страсти, но и там - в безнадежном счастье любви, женщина чувствует себя уютнее: предсмертные хлопоты - все равно привычные хлопоты женщины. "┘На площади людной, под бурей осенней/ Мне трудно дышать, я молю о спасенье┘/ Хотя бы в последний /мой смертный час /Назначь мне свиданье у синих глаз". Это Мария Петровых.

Вообще я антологии не люблю. Как их собирать - по расовому, национальному, географическому принципу, по цвету глаз? Как собирают по общему принципу тех, кто дорожит только своей индивидуальностью? (Не так ли деревенский детектив трепещет над сохраненными отпечатками пальцев?) Но не любить антологии - глупо. Вроде как не любить алфавит, где рядом стоят, например, Дарья Донцова и Федор Достоевский. Или не любить толковый словарь за то, что в нем, казалось бы, нет загадок и все слова разъяснены. Всякая антология, наверное, раскрывает последнюю правду горя и слез, которыми пишутся стихи и сквозь которые они читаются.

Антология "Московская муза. ХVII-ХХI" - издание уникальное по замыслу и филологически представительное.

Галина Климова собрала в этой книге поэтесс Москвы, на протяжении трех столетий писавших и пишущих о Москве, о любви и о творчестве┘ "Я на вашем бы месте молчала,/ Жадно пьющие воду с лица!/ Мне юродство открылось, как чара,/ Как последняя воля бойца -/ Захочу, прочитаю сначала,/ Захочу, начинаю с конца", - говорит одна из современных участниц антологии. Так и я - читатель - могу начинать эту книгу с начала, с уважительных исторических отсылок на Ксению Блаженную, или с конца - с почти пародийных строчек молодой Марины Георгадзе, которая словно сама себя не слышит: "Я сделаю себя/ во многих экземплярах/ и каждому из всех/ на память подарю┘"

Но не будем пить воду с лица. Есть тысячи иных способов утоления жажды: можно выжать камень и напиться, можно, как советовал нам "кривоногий мальчик", приникнуть к влажным рифмам и привычно пить, скажем, строки Ахмадулиной: "Стихотворения чудный театр,/ нежься и кутайся в бархат дремотный./ Я ни при чем, это занят работой/ чуждых божеств несравненный талант./ Я - лишь простак, что извне приглашен/ для сотворенья стороннего действа./ Я не хочу! Но меж звездами где-то/ грозную палочку взял дирижер".

Женщины-поэты, поэтессы, поэтки рисуют свои автопортреты; они запрокидывают головы перед зеркалом, скрепляют волосы заколками┘ Укол - и они засыпают для этой жизни, забывают ее. Они бывают, прости господи, как и положено в поэзии, - глуповаты, а бывают, как не положено, умны, но безошибочно узнаешь настоящее: "Кто говорит, что мы должны страдать,/ Уязвлены терновою занозой,/ Когда звезда умеет так сиять/ И пахнуть осликом и розой", - Инна Лиснянская. И смертельный уют обустроен: "Мальчик девочку тянет в кусты./ Санитары воруют из тумбочек сахар./ Санитары больным свою кровь отдают", - Муза Павлова.

Конечно, в антологию вошли и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, но их хвалить не буду, они как-нибудь обойдутся.

"Мы ведь не тенора!" - сказал Блок Анне Андреевне, когда она стала тревожиться, что будет выступать сразу после него.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2455

Другие новости