0
1949
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.03.2005 00:00:00

Мужская драма

Тэги: Джемаль, стихи


Гейдар Джемаль. Окно в ночь. Стихи. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004, 130 с.

Последователей Гейдара Джемаля, пожалуй, не удивит тот факт, что исламский мыслитель и политик является также поэтом. Правда, до недавнего времени его стихи были известны лишь узкому кругу поклонников, и подчас даже самые убежденные адепты идей Джемаля имели весьма расплывчатое представление о данной стороне его творчества. В ноябре этого года издательство "Ультра.Культура" выпустило сборник стихотворений Джемаля, написанных в разные периоды жизни философа - начиная с 70-х годов прошлого века и вплоть до сегодняшнего дня. Несомненно, столь широкие временные рамки обусловили многообразие стилей и тем. Метафоричность, изящная эстетика аллегорий и образов ранних стихов сменяются нарастающе жестким, маршевым, боевым ритмом; тонкая ирония перемежается с трагическими нотами, политический подтекст - с изысканной эротикой. Тематика стихов также варьируется, если вообще в разговоре о поэзии уместно упоминать о каких-либо четко очерченных темах.

Несмотря на все это видимое разнообразие, поэтический сборник производит впечатление единого, цельного произведения с особой, только ему свойственной стилистикой и эстетикой. Стихи Джемаля образуют своеобразную монолитную поэму, ибо они пронизаны заостренным духовным стержнем - общей идеей, которая роднит поэтическое творчество мыслителя с его теологическими трудами и политическими работами. Другое дело, что в его поэзии эта идея получает особое личное, субъективное, ярко переживаемое экзистенциальное преломление. Стихи Джемаля есть экспрессивное выражение сугубо мужской драмы - драмы заброшенности пассионарного, одинокого, мыслящего мужчины-воина и поэта в аморфную, болотистую, враждебную к нему стихию реальности, его столкновение с "ничто, которое ничтожит" (в коранической терминологии оно называется словом "дахр"). Это - поэтическое выражение восстания, непримиримой борьбы героя и объективного рока, известного искусству со времен античных мифов и трагедий. В данном контексте высвечивается абсолютная искренность поэта, которая не оставляет места ни для какой постмодернистской игры. Поэзия Джемаля - это угольно-черное, вызывающее пятно на фоне современной женственной постмодернистской стихии в искусстве и философии. Это - осознанный путь одиночества, избранности, последовательного нонконформизма.

У меня нет собственности
в жизни
Моего - всего лишь смерть
Над тяжелой одурью
отчизны
Я - вихрь враждебный,
я - круговерть...

Вот что роднит поэзию Джемаля с его ключевым философским произведением - "Ориентация - Север", она буквально звучит в унисон с данным сочинением. Это - своеобразная точка пересечения поэзии и теологии Джемаля. Однако мотив героического бунта мужчины против вампиричной и аморфной субстанции - не единственный общий аспект в данном случае. Известный исламский ученый и политик Ахмадкади Ахтаев как-то назвал "Ориентацию - Север" "исламским произведением, написанным в неисламских терминах". То же самое можно сказать и о стихах. Поэзия Гейдара Джемаля есть выражение его философской концепции, это исламская теология в стихах, окрашенная ее субъективным переживанием поэтом-мусульманином. Практически во всех стихах Джемаля - и ранних, и поздних - чувствуются более или менее отчетливо выраженные параллели с аятами Корана. Поэтому бунт поэта против дахра, против реальности не является безнадежным, ибо он ощущает себя наместником Аллаха на земле, призванным противостоять дахру.

Мир все равно обернется
щепоткою пепла,
Пепла, в котором я буду
живым угольком
И от сознания этого только
окрепла
Вера моя ни в кого и мечта
ни о ком.

Именно поэтому духовным центром поэзии Джемаля является Смерть - та ось, вокруг которой зиждется сам ислам. Как пишет мыслитель в одной из своих ключевых статей "Смерть как знак Бога", "глубинная суть Откровения теснейшим образом связана с центрированием, подчеркиванием фактора смерти... В центре исламского послания стоит Смерть как принципиальный знак Бога, как точка отсчета и как некая фундаментальная суперценностная модель".

Меня отрыли в земле
Ударило сильным тлением
Рваная кожа - кора
В руках истлевший Коран
Какой-то странник взглянул
Испуганно отошел
На согнутые колени
Мне брошен желтый
цветок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1783
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1330
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1512
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1560

Другие новости