0
1634
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.03.2005 00:00:00

Гранаты и игрушки

Тэги: шульман, рассказы


Сол Шульман. Мы уходим последними┘- М.: Параллели, 2004, 304 с.

Сол Шульман - писатель и кинорежиссер. Был в числе тех, кто стоял у истоков одного из самых популярных в нашей стране сериалов - "Альманаха кинопутешествий", в котором работал более 10 лет. Руководимые им киноэкспедиции можно было встретить в самых отдаленных уголках планеты - от Северного полюса до вершин Памира, джунглей Африки, островов Океании, пустынь Австралии. Живет он между Мельбурном, Москвой и другими местами земного шара.

Его литературные и публицистические произведения изданы на многих языках мира. Предыдущая книга "Власть и Судьба", увидевшая свет в России, была переведена в Великобритании, США, Китае, Румынии, скоро выйдет в Италии. Нынешний сборник состоит из трех разделов - "Рассказы", "Документальная проза" и "Кинолибретто". Большинство вошедших в него произведений публиковались в разных странах, некоторые даже получали литературные премии, а вот в России все они напечатаны впервые.

Первый из рассказов - "Врун" - посвящен памяти кинорежиссера Яна Эбнера, поставившего в 1966 году при участии известного документалиста и оператора Вадима Масса картину "Последний жулик". Это короткая зарисовка из жизни московской кинематографической богемы 60-х годов. И хотя автор оговаривается, что Ян Эбнер не является прототипом главного героя рассказа (тоже Яна), верится в это с трудом.

Следующий рассказ - "Башня Смерти" - посвящен детским воспоминаниям о трудном и горестном времени эвакуации в Среднюю Азию в годы войны. Люди умирали от голода. "Мертвые лежали на мостовых, в толчее базарных площадей, под куполами и минаретами. Они даже не умирали, а отходили, тихо, как призраки, уронив головы, не прося ничего ни у людей, ни у Бога. По телам матерей еще ползали живые младенцы, но вскоре и они затихали или исчезали, подобранные милосердной рукой".

И все-таки - милосердие: "┘клянусь, как на Страшном суде, что там, в вонючих бухарских подвалах нашего детства, правды и сострадания было больше. Вы помните сидящего в базарной пыли безногого летчика Героя с Золотой Звездой и шапкой на пропитание, растягивающего под "Катюшу" свою гармонику? Вы помните посеревшие лица лейтенантов-фронтовиков, выворачивающих карманы своих гимнастерок и рвущих оттуда сотенные, чтобы наполнить деньгами шапку Героя? Вы помните, как, подхватив его под руки, они двинулись в ближайший кабак пропивать свое минутное счастье, и безногий плыл, вися между ними, рыдающий, гордый и равный?"

Детские воспоминания питают и "Променад по Социалке" - напоенную сочным еврейским юмором и приправленную горечью автобиографическую повесть во второй части книги. "Назвать Бобруйск крупным культурным центром - значит обидеть Бердичев. Но культуру мы любили, особенно слухи, сплетни, анекдоты┘" "Как вы вчера провели время?" - "Отлично, восемь раз прошлись по Социалке". - "А мы десять!"

Сол Шульман - кинематографист. И потому все, о чем он пишет, видишь ярко и отчетливо, словно на экране. Видишь довоенный еврейский Бобруйск, жители которого своим жизнелюбием и особым колоритом напоминают одесситов. Кстати, Бобруйск так и называли - белорусской Одессой. Видишь улицы, дворы, дома, ощущаешь особую атмосферу небольшого провинциального города. Видишь Парк культуры и танцплощадку, ставшую полем многодневной битвы местных парней и солдат расположенного рядом десантного полка, в результате чего по приказу Сталина полк была расформирован.

Но это случилось уже после войны. А до этого были эвакуация, и чудом спасшаяся семья, и возвращение в 1944 году из Бухары, и заминированнные отступавшими фашистами детские игрушки, и гранаты, становившиеся детскими игрушками...

В третью часть вошли либретто не написанных пока киносценариев. За одно из них, "Катастрофа", он получил главную премию на Всеюгославском конкурсе кинодраматургии в 1975 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1380
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости