0
1049
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.05.2005 00:00:00

Дураки и дураки, достойные уважения

Тэги: Эндо, Уважаемый господин дурак, роман


Сюсаку Эндо. Уважаемый господин дурак: Роман / Пер. с яп. Ф.Тумаховича. - М.: Эксмо, 2005, 3120 c. (Коллекция ХХ+I).

Публикация романа классика японской литературы Сюсаку Эндо (1923-1996) "Уважаемый господин дурак" открывает российскому читателю иную грань его дарования, чем опубликованные ранее "Самурай" и "Молчание" или философское эссе "Мысли перед смертью". Поначалу книга читается как произведение, относящееся к направлению "тайсю бунгаку", то есть легкой, массовой литературы. Повествование о недотепе Гасе, попадающем то и дело в комические ситуации, развлекает читателя, но одновременно служит введением в японскую культуру, причем не высокую культуру японских садов и чайных церемоний, а повседневную, с разговорным языком и жаргоном, с дешевой маринованной редиской и супом из бобовой пасты, с правилами использования фундоси - мужской набедренной повязки, которую Гас в ресторане пытается применить в качестве салфетки. Однако это первое впечатление оказывается обманчивым. Постепенно в книге все более явственно начитают звучать нравственные и философские ноты. Еще до появления Гаса, в пересказе фильма Феллини "Дорога", вводится тема жертвенной доброты, доходящей до святости. Джельсомина Джульетты Мазины оказывается предвестником и прототипом Гастона Бонапарта. Другая, неназванная, но совершенно нескрываемая парадигма - "Идиот" Ф.М. Достоевского: прибытие Гаса в его смехотворной одежде, странная его дружба с киллером Эндо, Томоэ, испытывающая смесь презрения и совершенно достоевского чувства жалости к Гасу и старающаяся разобраться на манер Аглаи Епанчиной, чем же отличаются просто дураки и дураки, достойные уважения, все это вводит поначалу незамысловатое повествование в контекст предельных экзистенциальных проблем, очерченных Достоевским.

Гастон и впрямь человек недалекий. Его глупость - это совсем не маска шута, за которой скрывается ум. Но и клиническим олигофреном его трудно назвать, хотя некоторые поступки наводят на такую мысль. Тем не менее Гастон в состоянии выучить довольно сносно японский язык, выпутываться из сложных ситуаций, а порой проявлять подлинное остроумие. Простота французского Кандида нужна прежде всего, чтобы показать противоречивые тенденции быстрыми темпами модернизируемой Японии. Главный женский персонаж, Томоэ, своего рода олицетворение новой Японии: прагматичная, эмансипированная реалистка с амбициозными планами, изучающая итальянский язык не для того, чтобы смотреть Феллини, а предвидя спрос на редкие знания в ситуации распространенности английского, успешно играющая на бирже, совсем не спешащая выйти замуж и декларирующая на словах непризнание кровных обязательств. В то время как Томоэ отвергает роль, предписываемую японской традицией женщине, в мужчинах, изображаемых в романе, подчеркивается утрата маскулинных черт как внешности, так и характера. Друг Гаса Такамори мучается, нося имя военачальника, ставшего символом самурайской верности принципам, в то время как в нем нет "ни следа широкой натуры его тезки", как и Гас - полная противоположность Наполеона. Даже киллер Эндо становится способным быть сентиментальным, падать духом и плакать как женщина.

Однако за актуальными вопросами современности возникают вечные проблемы - человечности и вообще благоговения перед жизнью, уважения и самоуважения, преодоления себя, которое и есть, согласно Сюсаку Эндо, настоящий подвиг, когда человек осознает свою слабость, но мужественно переносит бремя слабости.

Католическая тема (а Эндо обычно причисляется к "католическим писателям") практически не звучит в романе. Ценности, утверждаемые в нем, - надконфессиональны и наднациональны. Только в конце совершенно случайно обнаруживается дневник Гаса, из которого мы узнаем, что он неоднократно пытался поступить в семинарию, в которую его не взяли из-за его "тупой башки", чтобы стать миссионером в Японии, и что его казавшееся бессмысленным блуждание по трущобам и общение с проститутками, бандитами и приблудными собаками - личная реализация этого замысла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2178
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4922
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2704
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3107

Другие новости