0
1006
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.07.2005 00:00:00

Без симулякров

Тэги: Стихи в Петербурге, ХХI век, Поэтическая антология, Зубова, Курицын


Стихи в Петербурге, ХХI век. Поэтическая антология. Составители Л. Зубова, В. Курицын. - СПб.: Платформа, 2005, 480 с.

Из предисловия составителей следует: название антологии надо трактовать как девиз, а не как неуклонный принцип. Не все представленные в ней стихотворения написаны строго в Петербурге и Ленинградской области; не все - в текущем столетии. Встречаются подтеки в 1999 год и раньше. Но в основном все же читатель может рассчитывать на единство места и времени и делать отсюда собственные выводы.

Ибо предварительные выводы составителей как-то подозрительно противоречивы. Нынешнее время названо "не слишком благоприятным для поэзии" - а среди признаков этой неблагоприятности через запятую идут терроризм и крах постмодернистских симулякров. Как так┘ Бог даже с ним, с терроризмом, не будем ссылаться на Тютчева ("Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые"), это вопрос спорный. Но неужели поэзии комфортнее жилось в пору расцвета симулякров? То ли два составителя-полемиста пишут, вырывая друг у друга перья, то ли ими владеет теоретическая растерянность. Забегая вперед, скажем, что она не помешала им составить совершенно блестящую антологию.

Впрочем, антологию (как, например, и пиццу) почти невозможно испортить. Много разных доброкачественных продуктов (в данном случае - стихов) - вот вам и результат.

Минуя частности, задумаемся: что считывается в целом из современной питерской поэзии?

Во-первых, петербуржцы (в отличие от большинства москвичей) не боятся быть немодными, не попасть в струю, не поспеть за комсомолом. Наверное, и нету сейчас никакой новой моды в Петербурге, а на московскую наши северные соседи совершенно правильно плюют. Возникает особое ощущение просвещенной неспешности - не провинции, но и не официальной суетливой столицы.

Во-вторых, чувство непрофанного пространства. Как бы это объяснить┘ В Питере мы ходим примерно по тем же улицам, по которым шагали Гоголь, Пушкин, Достоевский, Блок. А в Москве по улицам, проложенным на месте тех улиц, по которым... Список окажется столь же внушителен. Думаю, многие москвичи видели табличку на одной из московских школ: здесь стоял дом, где родился Пушкин. В Петербурге подобное геростратство немыслимо.

Отсюда - авторы антологии подхватывают и продолжают темы и интонации Некрасова, Блока, Анненского, Северянина, как если бы оригиналы звучали еще вчера. То, что в Москве необходимо модернизировать, иронически обыгрывать, естественным образом преломляется в изменившемся (конечно!) питерском воздухе. Появляется чувство одновременности многих поэтических голосов и эпох.

В-третьих, питерская поэзия ХХI века наконец-то преодолела Бродского. Это чувствуется в ритмических рисунках - не то чтобы новая поэзия шагнула дальше (дальше - переусложненность, какофония); она, скорее, нашла, где свернуть. Зачастую - в самом начале пути. Не раз и не два читатель найдет простейшие мелодии, словно сыгранные на дудочке. Они буто бы дразнят Иосифа Александровича, странно перекликаясь с его же ранними образцами.

Другая функция старой доброй силлаботоники в этой антологии - иллюстративная. Представьте себе, что какой-нибудь высоколобый композитор пишет ораторию и в нее надо вставить тему шарманки. Так вот - в книге то и дело звучат обрывки таких шарманочных мелодий. И хорошо, что звучат.

Авторы идут по алфавиту - и все же каким-то чудом образуют разворачивающуюся спираль. Каждый добавляет нечто новое к уже составленной мозаике, сворачивая в непредсказуемую (алфавит!) сторону. Если уж пошла речь о персоналиях┘

Меня всегда удивляет Дмитрий Григорьев (1960 г.р.). Удивил и на этот раз, показав нам какой-то залитый солнцем трагический мир. Александр Куляхтин (1967 г.р.) может показаться слетевшим с катушек переводчиком шотландской лирики - в его детские размеры вместилась недетская мировая тоска. Радует Сергей Стратановский (1944 г.р.), наконец-то спорхнувший со слишком уж насиженного места. Как обычно, прост, глубок и загадочен Всеволод Зельченко (1972 г.р.). Как всегда, впечатляет веселый ужас Вячеслава Лейкина (1937 г.р.). Всех не упомянуть, хотя и хотелось бы.

Что еще? Книга превосходно вписывается в культурный контекст - сзади ее подпирают "Поздние петербуржцы", тоже региональная поэтическая антология, составленная лет десять назад Виктором Топоровым; с боков - "Нестоличная литература" и "Освобожденный Улисс" - современные поэтические антологии российской провинции и русских диаспор, составленные Дмитрием Кузьминым. Так что - мы чувствовали сквозняк, потому что место было свободно, как пелось в песне "Аквариума". Кстати - Гребенщиков и его соавтор Гуницкий тоже в книге присутствуют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
971
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
807
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
956
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
644

Другие новости