0
1284
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.03.2006 00:00:00

Реаниматор Курехина

Тэги: курсанов, курехин


– Павел, ваш последний роман «Американская дырка» несколько отличается от двух романов, написанных ранее. Я имею в виду – «Укус ангела» и «Бом-Бом». Хотя магического реализма меньше не стало, но появилось нечто от стилистики «питерских фундаменталистов». Плюс фантастическая история с Абарбарчуком, в котором вы даже не пытаетесь замаскировать Сергея Анатольевича Курехина. Это что новый этап в творчестве Крусанова? Или же┘

– Да это именно «или же┘»! Суть в том, что в одной книге невозможно высказать все, что знаешь, что хочешь сказать. Постоянно приходится чем-то жертвовать. Скажем, в «Укусе ангела» я пожертвовал положительным героем. В «Бом-Боме» пожертвовал остротой действия. Так что приходится брать иной ракурс, иную точку зрения и говорить то, что выпало из предыдущих книг. Собственно говоря, подспудно мною задумывалась некая трилогия. «Укус ангела» – тезис, «Бом-Бом» – антитезис, «Американская дырка» – своеобразный синтез, совмещающий пласты того и другого романа. Пришлось даже пойти на непривычный для меня рассказ от первого лица. Раньше я никогда этого не делал. А ведь это заставляет менять очень многое из прежнего. Согласитесь, что в устах рассказчика от первого лица развернутая метафора выглядит не только неестественно, но и совершенно надуманно. Так что пришлось менять и стилистику повествования в тексте. Очевидно, потому вам и показалось, что в «Американской дырке» – другой Крусанов. Это вас поразило?

– Да нет. Скорее удивило воскрешение – именно воскрешение – почитаемого очень многими Сергея Курехина.

– Видите ли, место, которое Курехин занимал в петербургской культуре, так и осталось незаполненным. В этом месте зияет дыра, из нее дует, и от этого нам страшно неуютно. Очень хотелось закрыть эту дыру хотя бы в такой форме, возвращая эту персону опять в жизнь как литературный образ. И потом мне нужен был именно такой победительный персонаж, человек, который берется за самые невообразимые дела и у которого все получается. Одно упоминание об этих проектах звучит как запредельная фантастика, а у него все получается и все складывается. Курехин был именно таким прожектером по жизни. Он тот персонаж, который мне был просто необходим.

– В ваших романах очень часто присутствуют люди из вашего литературного, вернее, писательского окружения, вашей дружеской компаниии...

– Действительно, это так. В Петербурге есть литературная группа «Петербургские фундаменталисты» – люди, безусловно, совершенно разные, решающие разные задачи. Но эстетические и человеческие пристрастия у них примерно одинаковые или, по меньшей мере, не взаимоисключающие, поэтому мы друг друга держимся. А то, что эти персонажи из жизни часто возникают на страницах моих книг, так что такое писатель? Писатель – это человек, который постоянно обкрадывает жизнь, перенося ее в свой собственный текст. Поверьте, жизнь от этого меньше никак не становится. Если живые люди забираются на страницы ваших книг – это просто знак человеческой симпатии к ним.

– А какой-то замысел очередной книги уже витает в мыслях Павла Крусанова?

– Своей – пока нет. Пишу я неспешно. Сейчас мы готовим в издательстве «Амфора» коллективный труд под условным названием «Петербургский некрополь», в котором будем вспоминать дорогих нам покойников, людей, занимавших заметное место в петербургской культуре, да и вообще в российской культуре конца ХХ – начала XXI века. Мой авторский вклад будет касаться музыкантов. Я сам варился в этой среде, был членом рок-клуба. Я близко знал тех людей, о которых буду писать. Другие люди будут писать о художниках, кто-то о поэтах. Это будет дань памяти.

– Павел, говорят, что честь открытия довольно модного сейчас молодежного писателя, этакого главного мачо питерской словесности Ильи Стогоffa принадлежит вам. Это так?

– Есть на мне такой грех. Первую книгу Стогова издал именно я, когда вел в издательстве «Амфора» серию «Русский проект». Причем эту же книжку Стогова «Мачо не плачут» я в свое время предлагал издательству «Лимбус-пресс», когда работал там первый раз. Однако директор издательства сказал, что нам не нужны два Лимонова, и книгу Стогова отверг. А в «Амфоре» это все выстрелило и оказалось очень успешным, удачным, рыночным проектом.

– А кого еще из новых наших писателей вы «открыли»?

– Александра Секацкого. Последняя его книжка – «Прикладная метафизика». А сейчас он новую книгу издает. Очень удачный интеллектуальный проект – Секацкий. Все книги Сергея Носова изданы с моей подачи┘

– Недавно вы стали главным редактором издательства «Лимбус-пресс». И поэтому Носов издал последний роман именно там?

– Да, естественно, новый его роман «Грачи улетели» вышел уже в «Лимбусе». Мы с ним в связке работаем. Он все новинки сначала показывает мне – такая у нас негласная договоренность, – и только в том случае, если мне не удается пробить эту книгу, он предлагает ее другим издателям.

– А получится ли совмещать издательский и писательский труд. Сдюжите?

– Наверное, будет тяжело. Главный редактор – это не та должность, которая исполняется только в рабочее время, а в остальные часы – голова свободна. К сожалению, большую часть общих помыслов она будет забирать. Но сейчас у меня замыслы очередной книги только вызревают, и, наверное, я смогу полновесно посвятить себя каким-то издательским программам. Ну а дальше будет видно. Может быть, какой-то паритет и найдется. И потом, я связан определенными обязательствами и с «Амфорой». Это не значит, что я собираюсь сидеть на двух стульях, но, поскольку оба издательства питерские, то по мере сил, если будет возможность, постараюсь что-то для них делать. Я продолжаю оставаться составителем книг в «Амфоре». Недавно вышла «Синяя книга алкоголика», мною составленная. Там же летом или осенью выйдут «Петербургские повести-2» Такой вот привет Николаю Васильевичу Гоголю мы сделаем. Там же выходила «Незримая империя», составителем которой также был ваш покорный слуга.

– Вы, пожалуйста, в Москве о «петербургских фундаменталистах» знают далеко не все или, даже зная, понимают смысл этого объединения недостаточно ясно. Поэтому ходит множество баек о том, что вот Крусанов связался с Дугиным, Лимоновым и едва ли не примкнул к так называемому русскому фашизму. Насколько все это соответствует истине?

– Нет, это не совсем так или совсем не так! С Лимоновым мы делали чисто книжные проекты, выпустив собрание его художественной прозы. Что же касается Дугина, то от него мне поступало предложение возглавить молодежный евразийский союз в Санкт-Петербурге. Но я от этого предложения категорически отказался, потому что меня интересуют лишь чисто художественные проекты. Политике я чужд.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1462
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3769
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2118
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2388

Другие новости