0
1484
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.05.2007 00:00:00

Маньеризм по-советски

Тэги: символизм, маньеризм


Евгений Головин. Туманы черных лилий. – М.: ЭННЕАГОН ПРЕСС, 2007, 94 с.

Когда мы произносим его имя, на наших обескровленных банальностями губах расцветает тайна. Евгений Головин, темная легенда советского андеграунда, равным образом не принадлежал ни к крикливому, мелочному диссидентству, ни к тихим академическим чудакам. Нет, он жил в совершенно ином измерении, практиковал волшебный и опасный лайфстайл тотального аутсайдера, человека во внутренней эмиграции. Головин принадлежал к самому экстремальному кружку советской интеллигенции, был завсегдатаем салона мистика и визионера Юрия Мамлеева в знаменитом Южинском переулке, из которого вышли и Александр Дугин, и Гейдар Джемаль. Знаток алхимии и средневековой эзотерики, оригинальный музыкант, блестящий переводчик, ценитель портвейна, оккультных оргий, Ницше и Хайдеггера, Евгений Головин жил в таинственной, недоступной вселенной черной богемы. Его философия: опыт свободного бытия в абсолютной несвободе современности. Именно Головин открыл Рене Генона, французского мыслителя, наиболее радикально отвергнувшего «современность» как всеобъемлющее зло, пропитавшее мир сверху донизу. На советскую власть, с которой с таким пафосом боролась диссида, он просто плевал, как и положено по-настоящему раскованному человеку.

В беспокойных 90-х годах Головин уже как заслуженный пенсионер продолжил свое отстраненное существование и читал вместе с Дугиным и Мамлеевым лекции по алхимии, маньеризму, дендизму, черной фантастике и литературе беспокойного присутствия, сакральной медицине и античной мифологии. Каждая из них моментально становилась событием в жизни тайной Москвы, обеспокоенной потусторонним. Многие из лекций составили его предыдущие книги «Приближение к Снежной Королеве» и «Веселая наука». И вот перед нами небольшой поэтический сборник мэтра «Туманы черных лилий». В него не вошли классические вещи Головина, известные слушателям рок-музыки в интерпретациях Василия Шумова или Александра Скляра, – те самые «Учитесь плавать» или «Антарктида», положившие начало русскому року еще в далеких 50-х на Южинском. Этот небольшой томик содержит совершенно другие, незнакомые, тонкие и невесомые эксперименты.

Поэзия Головина – прикосновение к чему-то подлинному и живому, видимо, к духу настоящей европейской поэзии, не искореженной подстрочниками безграмотных филологов. Так писал бы Малларме, родись он русским, а никто в России не чувствует французскую поэзию так близко, как Головин. В этом ключ к его стихам: это не имитация и не реконструкция, а действительно настоящий французский символизм, только написанный и осмысленный по-русски. Поэзия Головина вряд ли имеет аналоги в советском или постсоветском опыте, для этого она слишком аристократична и надменна. В пространстве Головина озабочены чистой красотой форм и созвучий, искусством неожиданной композиции и парадоксами властных метафор. Нечеловеческая магия слов, которой в равной мере владели Хлебников и Верлен, Вертинский и Рембо. В посвящении Рембо Головин пишет: «когда педерасты и воры/ сдохнут в кровавой грязи/ на груди им выклюют вороны/ слово poesie». Именно этой poesie служит Евгений Головин, и жемчужины его трудов так далеко от привычной русской поэзии, но так притягательны и волнующи для нас, читателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
843
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
955
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
821
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
671

Другие новости