0
1526
Газета Проза, периодика Интернет-версия

03.07.2008 00:00:00

Юноша и Смерть

Тэги: королев, роман, смерть, бессмертие, детство


королев, роман, смерть, бессмертие, детство На солнце и на смерть нельзя смотреть в упор.
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871. ГТГ, Москва

Анатолий Королев. Stop, коса! – М.: Гелеос, 2008. – 384 с.

«Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор» – эта знаменитая максима Ларошфуко не раз вспоминается при чтении нового романа Анатолия Королева.

Наверное, не лучшее приглашение для будущего читателя – сообщить, что это роман о смерти. Хотя «КОСА» – она, безносая. Но можно сказать иначе: роман о приключениях мысли в поисках бессмертия. На бессмертие тоже нельзя смотреть в упор. Поэтому писатель выстраивает систему «зеркал», многообразно преломляя проблему.

Мне сразу возразят, что и смерть, и бессмертие проходят по ведению религии, чей взгляд прям и решение окончательно. Верующего человека роман, вероятно, шокирует. Впрочем, атеист его тоже вряд ли примет, потому что это повествование и о страстных поисках веры: «Бог мой, затрепетало мое сердце – неужели чудо возможно, и Бог есть, и сфинкс у пирамид только кажется мертвым камнем, и сын Божий Христос воскрес после казни, и из пупка Шивы вырос Авалокитешвара, и нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его!»

Роман еще много о чем. О психологии детства. О гламурно-глянцевом псевдосуществовании, которое отрицает реальность смерти и тем больше боится ее.

Роман фантастический, мистический, приключенческий, детективный, реалистический, исповедально-психологический, интеллектуальный. Одним словом, он самый – постмодернизм. Островыразительный образец, сочетающий несочетаемое, работающий на контрастах, абсурдный, трагический, смешной, избыточный в богатстве неожиданных подробностей.

Действие начинается с того, что герой-повествователь по имени Никита, преуспевающий представитель столичной гламурной тусовки, получает «письмо с того света». Пишет отец, с которым сын, оставшийся с матерью после развода родителей, уже много лет не виделся: «Ты прав, мой мальчик, нам давно пора встретиться, но, увы и увы, ты опоздал. Я погиб, то ли по глупости машиниста, то ли по собственной воле. Искать встречи теперь поздно и бесполезно. Даст бог, увидимся на том свете». Что это, жуткий розыгрыш? Никита отправляется выяснить правду в маленький казахстанский городок, где во всей красе еще цветут советские реалии, памятные герою по провинциальному детству. Там его подстерегают и криминальный сюжет в декорациях нищего захолустья, и самая настоящая геенна – правда, не огненная, а ледяная. Ею оказался местный мясокомбинат: «Четыре страшные лапы очередью когтей вышли из-за угла и направились в мою сторону, лязгая хватами величиной в человеческий рост».

Никите удается спастись от церберов с ада-мясокомбината, но это только начало. Ему предстоит узнать о себе невообразимое. Что он «призван», что он, сам того не зная, был хозяином и повелителем волшебного предмета, камня-безоара, который дает ему право участвовать в игре в мистические шахматы, ставка в которой – бессмертие.

«Это глюки или взаправду?» – спрашивает ошеломленный герой и узнает, что «это глюки, которые происходят взаправду». Может быть, вся эта круговерть мистических приключений только привиделась Никите, потрясенному смертью отца? Если так, то он был знатоком и ценителем фантастической литературы и развернул перед читателем виртуозную и серьезную пародию.

Параллельно грохочущему фантастическому сюжету тихо всплывает реалистический: психология мальчика, обожание матери, любовь-ненависть к отцу, тяготы взросления с мучительным открытием: неужели я настоящий и действительно смерть придет? Понимание и проживание смерти ребенком исследованы пристально и откровенно: «В школе я впервые подробно разглядел ее в кабинете по анатомии человека. Она стояла в шкафу, за пыльным стеклом: скелет ростом с учителя, череп, надетый на позвоночник, от которого отрастали посередине прутья костяной клетки, а ниже торчали уши двух дырявистых бедер, от которых росли вниз костяные ноги-ходули. И это ты! Думал я с любопытством естествоиспытателя. Смерть больше всего походила на капкан: ребра обнимали облачко легких, а в дырках черепа-скорлупы просвечивал огромный грецкий орех – мой мозг. Больше всего ужасала раздвоенность – в тебе тайком от тебя прятался страшный костяной человек-мертвец без глаз и безо рта и ждал твоей смерти. Каждую ночь он укладывался внутри тебя, словно в постель, и лежал вместе с тобой, обнимая костями красное сердце». Мне кажется, это ново, высказано пронзительно и отчетливо, и многие, вспоминая себя, согласятся, что подобные мысли, неоформленные и неуверенные, знакомы детству.

А в фантастическом сюжете герой стал главным участником игры «на бессмертие». Чем завершился поединок? Секрет раскрывать не буду. Тем более что герою, гламурному юноше, достался огромный и нелегкий выигрыш: чувство реальности, вины и горечи. Одиночество и память. «Оказывается – на самом деле – все это время я хотел поговорить с умершим отцом, а не с Богом».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
687
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
606
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
719
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
493

Другие новости