0
1087
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.07.2008 00:00:00

Двойное дно

Ирина Шлионская

Об авторе: Беседовала Ирина Шлионская.

Тэги: роман, сюжет, герои


Новый роман поэта, прозаика Глеба Шульпякова «Цунами» еще в журнальной публикации вызвал множество откликов. Книгу называли «драмой поколения тридцатилетних», «исповедью абсолютного индивидуалиста». По сюжету, главный герой, драматург, едет с женой-актрисой в Таиланд, где оказывается в эпицентре стихийного бедствия. Чудом уцелев, он находит документы погибшего туриста, возвращается в Москву и начинает новую жизнь под чужим именем... Однако со временем «новая жизнь» оборачивается кошмарной фантасмагорией. Эстетика «Цунами» восходит к европейской традиции экзистенциального городского романа. По интонации автора можно сравнить с Мураками, по психологизму – с русскими классиками. При этом роман остается самобытным явлением в современной русской прозе. Балансирующим на грани исповеди, абсурда и острой социальной драмы.

– «Цунами» ваш второй роман. Первый, «Книга Синана», был опубликован в 2005 году и рассказывал о журналисте, который едет в Стамбул, чтобы собрать материал для книги о знаменитом зодчем Синане. Есть ли связь между двумя книгами?

– В основе обоих романов лежит попытка выразить новые ощущения, состояния. В «Книге Синана» это ощущение Востока, его вечной чуждости и близости нам. Грандиозности – и какой-то великой простоты. В случае с «Цунами» – это состояние отчуждения человека от себя самого. Я как раз в декабре 2004 года оказался в Таиланде. Стихия прошла стороной, но на какое-то время нас потеряли, на связь выйти не удавалось. А когда наладили интернет, мы уже висели в списках пропавших без вести. Я тут же прошелся по сайтам, по форумам – там активно обсуждали мою «гибель». Предполагаемую, но все же┘ В тот момент перед монитором у меня на секунду и возникло это странное чувство – отчуждения. «Если этот человек пропал, его ищут или уже похоронили – кто же тогда я?» Неприятное и вместе с тем заманчивое чувство. Именно оно и стало лейтмотивом книги. Именно на него я и пытался «настроить» читателя.

– А как же сюжет?

– С сюжетом все в порядке, просто я хочу сказать сейчас страшную вещь: дело в том, что сюжет абсолютно не важен. Нота, мелодия, за которой идет читатель, – вот что необходимо для прозы. И замысел, задача, которую ты для себя этой прозой решаешь. Если этого нет, никакие пируэты сюжета произведение не спасут, оно останется одноразовым. Возможно, это убеждение пришло ко мне потому, что я в первую очередь поэт. В стихах ведь главное – тон, звук.

– Но помимо мелодии в романе полно и фактуры, причем довольно сочной, пряной┘ Откуда вы ее брали?

– Действие второй части происходит в Москве, буквально на двух московских перекрестках. Дело в том, что несколько лет назад я перебрался в Замоскворечье. Удивительный район, где сохранился какой-то старомосковский дух┘ Тайна городской жизни, окончательно уничтоженная на той, «кремлевской» стороне реки. И если ты живешь здесь – а не на прогулку приходишь, – ты начинаешь ощущать это силовое поле. Энергию старого города, которая невероятно давит на психику. Требует от тебя, пришельца, ответа. Реакции. Отчета. Таким отчетом и стала моя книга – в какой-то мере┘ Я просто взял и населил эти церкви и мечети, эти дома и подвалы, эти фабрики и дворы своими историями. Своими персонажами – полупридуманными, полуреальными.

– Например?

– Подземный ход, ведущий из дома в церковь, где герой избавляется от назойливой соседки – он существует на самом деле, в моем доме. Или эпизод с мощами, когда герой их тащит в дом – во время прокладки трубы у меня под окнами разворотили церковный двор и┘ Теракт на «Третьяковской», о котором случайно узнает герой, взят из жизни, просто в реальности этот ужас произошел на «Павелецкой». Я проснулся от воя сирен, видел, как людей выносили из метро┘ Кабаки, рюмочные, бани – все эти места часто совпадают с реальными. Но населены уже моими призраками, фантомами┘

– А сам герой?

– Иногда этот малоприятный тип полностью совпадает со мной. Скажем, в рассуждениях о собственном поколении, на чье становление выпал целый исторический цикл (стагнация–революция–реставрация). И насколько травматическим оказался этот опыт. Слова об уничтоженном на глазах городе. О новой власти, подмявшей под себя страну. О той показной, потемкинской реальности, в которую мы скатываемся, – и как в ней выжить людям, родившимся в 70-х. Все это мои мысли, мои соображения относительно нашей действительности. Мои задачи, которые я для себя решаю. Что касается поступков героя – какими бы отвратительными они ни выглядели – такова моя писательская реакция на эту действительность. На цунами нового времени, которое смыло целый мир, подсунув взамен фальшивку. Другой ведь возможности публично выразить отношение нет, кажется?

– В вашей книге много киношных образов┘

– С цитатами из фильмов получилось не специально, но показательно. Я, когда писал, жил один. И по вечерам часто по холостяцкой привычке пил винцо и смотрел на компьютере фильмы. Почему-то тянуло на советское, сталинское кино. За год я пересмотрел всех этих «Девушек с характером» и «Девушек без адреса». А параллельно шел Хичкок. От его картин я тоже не мог оторваться. И знаете, как мне кажется – почему? Это кино подозрительно безболезненно ложится на нашу жизнь. Которая состоит из чудовищной смеси сталинского кинематографа, где все прилизано – и Хичкока, у которого на каждом шагу провалы, черные дыры┘ Так и в моем романе – сквозь один пласт реальности, привычной и приукрашенной, проступает другой, темный и тревожный┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3420
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1938
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости