0
942
Газета Проза, периодика Интернет-версия

27.11.2008 00:00:00

Литературный соцпакет

Тэги: литература, приманка, критика


Как-то так получается, что неизживаемые русские социальные типы – слуга и барин, – давно прописанные среди наших литературных архетипов, продолжают существовать и по сей день. И неважно, что эти старинные образы возникают в текущей прозе порою в сильно инверсированном виде. Сохранилась галерея скучающих лиц и маленьких людей. Живы в синхронной нам литературе и хитрый деревенский мужик, и лакей-пройдоха. И все это – вне слетевшей с оси общественной иерархии.

В общем-то при близком рассмотрении оказывается, что современные подловатые простецы («Яшкины дети» Щербаковой) и светские тусовщики («Жы-шы» Четвертухина) мало чем отличаются друг от друга. Точно так же, как двойственен был в старые времена человек, изменявшийся в зависимости от собеседника, умаляясь перед вышестоящим чином и вырастая перед малым.

Литература практически перестала быть социальной, но продолжает мыслить социальными категориями. Литература цыпочек (рублевских жен, гламурных львиц). Военнослужащих. Офисных работников. Все это принцип служебной занятости. Пресловутая женская проза – гендерный принцип. Молодая проза/поэзия – возрастной принцип. Литература секс-меньшинств – принцип социальной идентификации. И так далее.

Социальная напряженность (легкая или акцентированная) – часто признак хорошей литературы. Но неопытный литератор видит в социальщине голый ход и способ выехать на актуальном. Написать о гастарбайтерах, как Багиров. Или о жизни провинциальных парикмахеров. Или о бомжах. Или о директорах банков. Или об эмо-подростках. Согласитесь, пахнет жареным. У таких авторов обязательно найдется читающая публика.

Герои этого разворота не из их числа. Здесь внетекстовая привлекательность – не самоцель и не приманка. Книгу Милана Кундеры «Жизнь не здесь» Слава Сергеев называет наиболее публицистичной, но несмотря на свои социально-политические привязки, она очень лирична.

Персонажами первой книги художницы Кати Рубиной становятся Харуки Мураками и разведенные женщины. Соцаспект плюс известная персона – уже само по себе привлекательно, но Рубина берет не только этим. Журнал «Литературная учеба» вообще делает упор не столько на прозе (или поэзии), сколько на прозе о прозе, то есть критике. Соцскандальность здесь тоже исключена.

Однако тенденцию это не отменяет. Остаются те, для кого предмет важнее образа действия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1973
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4637
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2522
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2901

Другие новости