0
1546
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.02.2009 00:00:00

Дух музыки в словах

Тэги: евсеев, лавка, рассказы


евсеев, лавка, рассказы

Борис Евсеев. Лавка нищих: Русские каприччо.– М.: Время, 2009. – 336 с.

Можно ли сказать, что рассказ как некая божественная единица (а тем более книга современных рассказов) – что-то на сей день необыкновенное, не принятое («в хорошем обществе») и даже неприятное? Конечно, можно и даже нужно. Время течет вроде бы мимо рассказа. Устраиваясь в творениях иного объема, претерпевая злокозненные искажения, дробясь, деформируясь или лакируясь – это уж как выйдет.

Борис Евсеев – автор известных и даже знаменитых романов и повестей – рассказы писал всегда. Но перво-наперво он когда-то сочинил не роман. А рассказ.

Правда, каждая малая вещь его всегда несла, на мой взгляд, нечто чрезмерное, словно бы «малое» время в ней никак не желало умещаться. А куда ж ему деться?

Да восвояси – в «большое время», говоря в манере Бахтина.

И появлялась смутная мысль: выход тут какой-то есть. И даже очень простой.

«Книга рассказов», как своеобразная ловушка или волшебный фонарь, да как ни назовите, представлялась следующим ходом в процессе изображения подвижного современного бытия.

Что, собственно, Евсеев и сделал. В «Лавке нищих» собраны рассказы (ну или развернутые сюжеты) разных лет. И вовсе не странно, что большинство из них – только что созданы, ну или только что рассказаны. Книга укоренена, на мой взгляд, в двух угодьях – тут и аналитический замес прозы как таковой, и «синтезис», как гениальный Николай Некрасов характеризовал поэзию.

Новые рассказы: «Ехал на Птичку┘», «Берлинская история», «Быстрая развязка» – тайно и явно перекликаются с уже известными: с «Македонским вином», с «Сергиевым лесом».

И тут Евсеев – как я думаю, без прямого желания – противостоит многим собратьям по цеху. Вместе с гигантским числом героев (иные вообще появляются на несколько мгновений, но свое дело знают крепко) приходят новые веяния современной прозы.

«Лавка нищих» – есть некий литературный манифест. Тут вспоминается знаменитое стихотворение Блока: «Да. Так диктует вдохновенье:/ Моя свободная мечта/ Все льнет туда, где униженье,/ Где грязь и мрак, и нищета./ Оттуда зримей мир иной┘»


Пришло время читать короткую прозу.
Константин Маковский. "За чтением". ГТГ

Все это крайне важно и для автора, и для его героев. «Иной мир» они удивительным образом находят в местах и ситуациях непостижимых. А вот технология рассказа – располагается где-то за кадром. Но вот чему Борис Евсеев интуитивно следует.

Фундаментальных пожеланий в литературе было множество. Чтоб в ней переливался дух музыки, чтоб царствовала наособицу живопись, чтоб мысль, укорененная в ее теле, покоряла и время, и читателя-слушателя-зрителя, превращаясь в тайный двигатель.

Но во что именно все эти божественные детали должны быть встроены? Или, точней: что посредством их должно быть «окучено» для мощного произрастания? Ответ вроде ясен. Это – характеры (но тут же рядом – и «мысли», и «максимы»). Потому что сколько голов – столько умов. Что ни город – то норов. В каждой деревне – своя вера. Кому – таторы, а кому – ляторы, как остроумно заметил один из героев Бориса Пильняка.

Кажется, это понятие – «характер» – не слишком уважаемо современными литераторами. Вроде и таинственно, а скучно, и веет от понятия маргинальной экзотикой, черт знает чем, короче говоря. Да и сам-то современный литератор, кое-как осознав «свой нрав», не на шутку схватился именно с ним, дерзая из кусков целого накроить героев, как неких бумажных тигров.

К чему я все это? Да к тому, что в прошлом столетии – по замечанию одного мудрого старика – сочинять книги объемом меньше чем в тридцать печатных листов было как-то постыдно. То были совершенно «безопасные» книги. Что-либо живое оказывалось тут же погребенным: громадным количеством глав и капитальным «величием замысла».

Книги рассказов были не в моде, не в цене. Даже и в поругании.

Правда, с течением времени сборники рассказов Юрия Казакова и Василия Шукшина каким-то чудесным образом оказались на виду. И уже навсегда.

Можно сказать, что ТЕМ двум писателям «повезло». Ну, мол, описывали каких-то чудиков и шизиков, тем-то и купили ТАКОГО ЖЕ читателя. А НЕ ТАКОЙ читатель в гробу, мол, все это видел. Для него есть другие темы, подлинная «духовная борьба», а никак не ЭТО┘

Борис Евсеев от всех этих умозрений просто отмахнулся.

И «процессу воображения» тут вровень и впору пришлось многое – причудливые характеры Юга (рассказы «Сухолюб», «Хутутут») и Севера («Взлет», «Нечуй-ветер»), Тавроскифии («Русское каприччо») и Мытищинской слободы («Мясо в цене!»), сплетение самых разнообразных времен на узкой лестнице, которая связывает два столетия. В этих сплетениях – дух рассказа как таковой. В них – русский блюз, чуть шатающийся, пьяненький, с отсветом былого величия на лице, с шепелявостью во рту, со своей неповторимой интонацией┘

Самое время рассказывать истории. А не душить ни в чем не повинных ребят трагедией в углу!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1480
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3810
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости