0
1112
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.07.2009 00:00:00

Человек уставший

Тэги: зеленогорский, рассказы, мир


зеленогорский, рассказы, мир

Валерий Зеленогорский. Ultraмарин: Рассказы. – М.: АСТ, 2009. – 346 с.

Бродя по совершенно чужой литературе – иногда натыкаешься на такое, от чего на какое-то время перехватывает дух. В книжке рассказов и повестей Валерия Зеленогорского «Ultraмарин» я натолкнулся на такой диалог:

«Он собрался на работу, вышел во двор, залюбовался умелыми движениями дворника, подошел и спросил:

– Кто вы?

Женщина ответила, не переставая мести, послала Алекса далеко по дороге, ведущей на х...

┘Алекс предложил ей мести его двор каждый день за отдельную плату. Он был эстет и хотел до машины идти по метеной дорожке. Женщина сказала:

– Мне ничего не надо.

Он догнал ее и продолжил:

– Вам не надо – отдайте детям.

Она ответила, не сбавляя темпа:

– Я их ненавижу.

Алекс оторопел┘» («Алекс и сантехник»).

Кстати, сюжет рассказа вполне «юмористический»: уставший и раздраженный на свою жизнь богатый человек, въехав в новую шикарную квартиру на Васильевском острове, не может заснуть из-за того, что кран на кухне течет. Поскольку выходной, время нерабочее, найти сантехника никак невозможно, а тот, кого все-таки бешеными усилиями удается найти, – чинить отказывается. И не потому, что принципиальный или не любит богатых, а просто «ему нужно было заехать за рассадой к шурину в Купчино┘». Сантехник денег не берет, на угрозы не поддается, но от водки в то же время не отказывается. На этой грани двух миров и застывает в каком-то немом озарении рассказчик. «Перед ним сидел человек – не идиот, не враг, обещанный гонорар перекрывал его урожай на порядок, но он не сдавался, а мягко втолковывал дуреющему от водки и непонимания мотивов Алексу, что у него все свое – на зиму закатали двести банок и обеспечены по самое не могу». Кран починил, но денег так и не взял┘ Не нужны деньги и дворничихе, которая своих детей ненавидит. Бездна, повторяю, приоткрывшаяся на секунду.

Почему же я называю эту прозу чужой? Теплая и смешная, хоть со сцены читай, разнообразная, от любовной драмы до водевиля. И все же – чужая. Вот бывает, как известно, человек разумный, бывает человек дикий, а бывает человек уставший. Герой рассказов Зеленогорского – пожалуй, именно что уставший. Усталостью пропитано тут все: бизнес, отношения, разговоры, мысли, даже любовь. Нет, это вовсе не значит, что она вялая, эта любовь, даже наоборот, очень страстная: «Он окружил ее своими людьми – водитель, охрана, подружки и все ее знакомые и родственники стучали ему обо всех ее перемещениях и связях┘ Иногда девочка, раздавленная его натиском, сбегала от него в какой-нибудь мотель отдохнуть┘ Она выбрасывала телефон, карточки, ключи от машины и пропадала┘»

Страсть африканская, пожилого к молодой (кстати, Африкой все и завершается в рассказе «Даун-шифтинг, или Восставший из зада»), и все равно в этих обстоятельствах, несмотря на все их драматические повороты, сквозит какая-то дикая, нечеловеческая усталость. Зеленогорский умеет рассмешить, чудеса из «внутреннего дворика» жизни российских бизнесменов рассказаны так вкусно, что вдруг понимаешь: да это же реальная история! И тем не менее усталость давит, она берет за горло. Люди в этих рассказах очень много двигаются, перемещаются, действуют, но внутри себя они никуда не идут (в лучшем случае, в редком, в свое советское прошлое, и тогда все озаряется, порой волшебно, и чувством, и нежностью, и ностальгией) – но им на самом деле некуда идти. Они устали.

Для них весь мир – чужой. Лишенные смысла атомы сталкиваются, пересекаются, и без всякого толка. Разряд не высекается, энергии нет. «Налил соседу рюмку и спросил, чтобы тот недаром пил:

– Вот американцы воду на Марсе нашли, а вы?

Сосед выпил и стал объяснять тупому и пьяному Харикову нашу космическую доктрину:

– Марс – х.┘, мы на Фобос полетим, но это закрытая информация».

Шутки в сторону, но в таком мире жить трудновато. В нем даже Марса больше нет.

Поэтому простая фраза, даже не фраза, а начало фразы, просто несколько слов – порой так цепляет, почти до слез. Так берет за горло. «Перед ним сидел человек┘».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1110
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1052
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
697

Другие новости