0
973
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

Петит

Тэги: фрейд, роман, дочь, прошлое, жизнь


фрейд, роман, дочь, прошлое, жизнь

ПРИЗРАК ФРЕЙДА

Дюрлахер Дж. Дочь: Роман. Пер. с нидерл. И.Гривниной. – М.: Текст, 2009. – 315 с.

Роман Джессики Дюрлахер «Дочь» затрагивает тему Катастрофы. Но вряд ли его можно рассматривать как опыт исторической рефлексии. Слишком он получился камерным и схематичным. История здесь является скорее картонной декорацией, она не получает живого звучания. Герои романа – дети голландских евреев, переживших преследования нацистов. Трагическое прошлое родителей вторгается в жизнь молодых людей, кардинально меняя их судьбы. Движущей силой романа является детективная коллизия, лежащая в психологической плоскости, – Макс встречает Сабину, они любят друг друга, потом она неожиданно исчезает, спустя 15 лет он случайно встречает ее, но вскоре она исчезает снова┘ Макс не знает, что стоит за странным поведением его возлюбленной, но догадывается, что причины уходят далеко в прошлое и они непосредственно связаны с ее отцом.

Макс и Сабина по-разному относятся к своему еврейскому происхождению. Она с исключительным рвением интересуется прошлым своих родителей, он – пытается от него уйти. Но именно прошлое становится причиной надлома их жизней. Прошлое вторгается в настоящее, активно в нем существует и меняет его, становясь камнем преткновения, и только его прояснение, а значит, непосредственное переживание сулит надежду на будущее.

Разрешение заданной загадки читателя ждет в конце книги, и оно не выглядит неожиданным. Картинка начинает складываться постепенно, на протяжении чтения романа, и в конце мы получаем ответ, который уже почти сформулировали сами.

Однако меня этот ответ разочаровал. Похоже, призрак дедушки Фрейда до сих пор бродит по Европе. В структурной основе романа лежит предельно рационализированная схема поступков героев, которые поначалу кажутся иррациональными. Но в процессе повествования эта иррациональность вскрывается и объясняется. При этом герои лишены самостоятельности, жизни и являются лишь частью этой схемы. Человек у Джессики Дюрлахер понимается извне, целиком объясняется из прошлого. Тем самым отсутствует экзистенциальная глубина индивидуального человеческого существования. Пожалуй, это главная претензия к роману. Поэтому и история не звучит. Она не находит опоры в человеке, является всего лишь фоном для психологической схемы.

Поднимая специфически еврейские вопросы, Джессика Дюрлахер неизбежно поднимает и вопросы общечеловеческие: любви, предательства, совести и вины. Только вот эти вопросы носят экзистенциальный характер, и они не получают необходимой разработки в романе. А жаль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3490
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2267

Другие новости