0
808
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.05.2010 00:00:00

Валюта осени

Тэги: рим, жизнь, любовь


рим, жизнь, любовь

Елена Чалова. Пустите меня в Рим. – М.: Центрполиграф, 2009. – 254 с.

Счастлив поистине тот человек, которому посчастливилось через всю сознательную жизнь пронести в душе золотые пьянящие воспоминания детства и юности. «Юность блаженна тем, что события, которые в зрелой жизни дают лишь эмоции, переживания, в юности заставляют человека думать, принимать какие-то решения», – пишет Елена Чалова. Она же – автор небольшого, весьма жизненного мелодраматического романа «Пустите меня в Рим». Романа очень легкого и светлого.

Если подробнее разобрать жанр данного произведения, то помимо любовно-лирического вполне можно охарактеризовать его как бытовой. Ибо автором натуралистично и узнаваемо, но ненавязчиво показаны сцены из жизни и провинциального города, где родилась и жила главная героиня, и Москвы, в которой, конечно, «грязь немыслимая и слишком много народу», зато «березки роняют круглые золотые листочки». И также пресловутого Рима, где героиня проводит свой не столь продолжительный, но здорово изменивший всю ее дальнейшую судьбу отпуск. В последнем случае авторские бытовые детальки носят скорее импрессионистский характер (не писать же ей все отпускные три дня научно-этнологическую статью, да и не до того ей было), но проработаны они весьма подробно. В меру.

Героиню зовут Татьяна Семина, Туся. В общем и в целом – ее типаж абсолютно ординарный. Самый обычный. Да еще к тому же провинциальный. Однако на удивление внутренне гармоничный и цельный, без претензий на сильное честолюбие, интеллигентность (само произведение оформлено в виде дневника, но не датировано и несколько хаотично по стилю изложения) или выдающиеся успехи в чем-либо. «Я, прошу заметить, довольно положительная девушка <...> с постоянным молодым человеком и без большого количества темных пятен на биографии».

История Тани Семиной проста так же, как и сама героиня: поехала после института в Рим – влюбилась – поехала искать «избранника» в Москву – нашла, переехала насовсем. В конце романа – конечно, свадьба – «и жили они долго и счастливо». Тем не менее сюжет довольно неплохо обыгран, и читается роман не утомительно.

Герои понравились своей яркостью и простотой характеров. Единственный персонаж, который совсем не понравился, – бывший молодой человек Татьяны Андрей. Слишком резко и неоправданно произошло «превращение» веселого компанейского парня в законченного подлеца. Все-таки роман не детективный, здесь такой ход не смотрится. Сцена с бывшей девушкой Дмитрия тоже вышла, на мой взгляд, нелепой и неуместной.

Язык романа прост, ненавязчив, с короткими несложными фразами. Стиль – немного молодежный, немного – провинциальный, смешной, наивный, но насквозь – женственный. Мягкий и чуткий. «Со мной случился Рим». «Что-то у меня начался предсвадебный мандраж» и – забавный авторский неологизм – «Я ускреблась к себе». Еще хорошо сказано про листочки: «Это такая валюта осени, очень устойчивая, – каждый год они падают, но никогда не кончаются».

К недостаткам языка произведения можно отнести неудобное в некоторых моментах для восприятия дробление и «перескакивание» сюжетной линии, куски которой не отделяются друг от друга на бумаге ни главами, ни паузами (пробелами), ни «звездочками». Это сбивает с толку. И в отличие от упомянутых выше «вставочек», действующих на читателя ненавязчиво, – с первых страниц невольно режет слух и зрение чрезмерное обилие вводных слов и типично разговорных вставных конструкций вроде «так вот», «кажется», «прошу заметить», «более того» и прочее. Уменьшение их числа не сильно бы повлияло на стилистику текста, зато не так лезло бы в глаза. И еще: не стоило бы начинать произведение с рассуждения о графоманстве и самообвинении в этом же. Графоманской литературы, к сожалению, очень много, и поэтому человек, не знакомый с творчеством автора, может элементарно испугаться и не захотеть читать дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2455

Другие новости