0
1759
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.08.2010 00:00:00

Вмешательство музыки

Тэги: евсеев, австигней, роман, музыка


евсеев, австигней, роман, музыка Рождение трагедии из духа музыки.
Александр Лаврухин. Фуэте

Борис Евсеев. Евстигней. Роман-версия. – М.: Время, 2010. – 576 с. (Самое время!)

В 1929 году был подготовлен к печати прозаический сборник «Ванна Архимеда» (вышел через 60 лет – в России надо жить долго!). В нем свои прозаические опыты пожелали представить обэриуты. А примкнувший к ним (в приложении) Геннадий Гор назвал свой рассказ «Вмешательство живописи».

Знак-указатель для прозы Бориса Евсеева. Она словно чудом каким-то, из машины времени явилась к нам из тех лет, когда все (многие) писали хорошо, художественно. Точнее, из двадцатых годов минувшего века.

Пояснить нетрудно. Проза вообще-то – нечто срединное между публицистикой (очерком) и поэзией. Когда ближе к первому, то имеем «натуральную школу», социалистический реализм и прочие идейные «измы». Когда ко второму, получаем Бабеля, Олешу, Булгакова, Замятина, Добычина, Зощенко, Вагинова, Кржижановского и прочих художников слова. Их целый рой был тогда вокруг плодовитой матки – Андрея Белого. Из тех, кого, как на сей раз Евсеева, тоже влекло к себе «столетье безумно и мудро», назову еще Тынянова с его Киже и Кюхлями, Шкловского с его «Краткой, но достоверной повестью о дворянине Болотове», а також Садовского, Осоргина, Кузмина. Кстати, Михаил Кузмин, сам музыкант и поэт, среди них единственный, кто, шаря воображением и памятью по камзолам и кринолинам, упоминал и Евстигнея Фомина, героя романа Евсеева.

Сей Фомин, как портретирует его автор, – родоначальник русской музыкальной классики, полузабытый гений уровня чуть ли не Моцарта. Не преувеличение вовсе: болонские маэстро, оказывается, у которых оба учились с небольшой разницей лет (зальцбургский вундеркинд был пятью годами старше), кое в чем (в премудростях полифонии) отдавали пальму первенства нашему скромняге, пушкарскому сыну. И своим академиком они избрали Фомина в его самые юные годы.

Но ведь нет пророка в своем отечестве – то есть в таком отечестве, как Россия. Она притягивает своих сынов как неотрывный магнит, но и дает им в самую сласть помыкать горя.

Не единственная «русская тема» в романе. А Россия и Запад? А пути небесные и земные в их скрещеньях? А власть и художник? Ея кнутобойные усилия, неизбывно разбивающиеся о его неискоренимую тайную свободу и «неодолимое пьянство»?

Странствия музыканта, его «Жизнь и мнения» – как любили, вослед Стерну, называть свои вещи во время оно – не единственный фокус этой книги. Тут не беллетризованная монография по типу ЖЗЛ. Но сочинение вполне полифоническое, прослеживающее напряжение судьбы. Судьбы не только героя, но и обстания, отечества. Судьбы как «тоноса» – в контрапунктах и диссонансах дара и мира, призвания и признания.

Профессиональный музыкант по первоначалу своему и выдающийся стилист по словесной оснастке, Борис Евсеев явил в этом тексте синтез редкостный, небывалый. Тоже своего рода «рождение трагедии из духа музыки». Ницше приплетен тут вроде бы и случайно, но ведь за ним встает «Петербург» Белого с его глухо ухающей «нотой на у-у-у», угрозливо вырастающей из клубов купоросного тумана. А от Белого воображаемая дорожка убегает к петербургским повестям Гоголя и пушкинскому «Медному всаднику» с его тяжелозвонким скаканьем.

Емкий, виртуозно инструментованный текст Евсеева – как отшлифованный камешек, ловко брошенный в озерную гладь русской классики, – порождает множество бурунчиков-ассоциаций. Мотив двойничества, напоминающий о Достоевском, например. Город-призрак здесь тоже будто дает соткаться из знобкого сумрака бесам, «черным человечкам» – масонам и прочей нечисти.

Как на старинной городской башне под менуэт, выводятся в романе выпукло кукольные персонажи. Вроде бы угрюмый нелюдим Фомин, но ведь небывалый дар рвется наружу и с кем только не сталкивает «по жизни»! Тут и сама государыня матушка Екатерина, и вельможи от Бецкого до Храповицкого, и коллеги-композиторы, и театральные заправилы, и драмоделы, как Фонвизин и Княжнин, и стихоплеты, как Державин и Крылов. И зловещей тенью неотступно маячит, загоняя в горячку, дальний наследник Малюты и предок Лаврентия – Шешковский.

А двойник страдальца-композитора кто? Уж не наследник ли престола, а там и самодержец Павел? Тоже «русский Гамлет», словно бы дозирающий за невзрачного вида знаменитым собратом, тенью скользя по Петербургу. Городу странному, причудливому, зачарованному, вымышленному («умышленному», как говорил прародитель подобного музыкального живописания – Гоголь).

Городу, где явь вырастает из морока, овеваемая мечтами. Где небывало одаренные бедные люди грезят о небывалой любви. Как Евстигней – об Алымушке, словно сошедшей с известного полотна Левицкого, чтобы околдовывать его серебристыми трелями заманной насмешки.

Где же еще, как не в таком призрачном граде, и разворачиваться горестной судьбе героя, основателя будущей великой русской музыки? С его-то неутолимой жаждой райских звуков, с его-то экстазом переживания небесной гармонии, толкающим его на грань безумия.

Что удалось Борису Евсееву? Поэма экстаза или симфония, старыми, но обновленными словесы созидаемая? Бог весть, но что-то дивное, только ему ныне доступное. «Полигимния нарядна – и вещает всё изрядно┘» (Тредиаковский).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1243
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3283
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1861
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2177

Другие новости