0
1206
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Чужой среди чужих

Тэги: шульпяков, фес, душа


шульпяков, фес, душа

Глеб Шульпяков. Фес. – М.: Время, 2010. – 212 с. (Самое время!).

Новый роман Глеба Шульпякова завершает трилогию, начатую «Книгой Синана» и «Цунами», приводя героя к логической развязке, которая заявлена на первой странице романа. Все остальное в этой книге – жизнь «после». «Фес» не отчет о путешествии из России в Марокко и обратно, это история о странствиях души. Не человек уезжает «прочистить голову», а душа странствует между Европой и Азией, между миром вещным и миром потусторонним. Между жизнью прежней – и новой. Недаром же в эпиграф вынесена фраза из Тибетской книги мертвых.

«Фес» построен как фильм, это роман-кино. В нем есть все для сценария: четко прописанные детали, флешбэки, мизансцены. Разные типы реальности – азиатская, европейская, мусульманская, буддийская, московская. Причем кинематографичность романа такова, что к его середине сценарий окончательно подменяет реальность: «я» заменяется на «человек», а потом и вовсе исчезает.

Места действия – современная Москва, мусульманский Восток, Юго-Восточная Азия, Вена – также кинематографичны. Пейзажи передаются через детали, в каждой из которой – человек.

Основной мотив романа – отчуждение. Отсюда постоянные вопросы героя: «Откуда все эти люди? Кто они?» Мир героя – это мир людей без лиц. Что с психологической точки зрения объяснимо – память выхватывает только самые интересные лица.

Московская тема в романе – особая, с ней связана часть воспоминаний героя. Его жизнь в современной Москве – своего рода культурный шок для того, кто привык к далекой Москве из счастливого детства. Поджог Манежа, разрушение старых кварталов, уродливые архитектурные сооружения в историческом центре – все это не просто потеря культурного достояния страны, а конец Прекрасной Эпохи. В отличие от предыдущего романов трилогии – и в первую очередь «Цунами» – в «Фесе» эта тема выражена не от лица героя, а через рассказ его случайной знакомой. Но и она не говорит об этом напрямую. Разрушение старой Москвы, старого мира вообще передается аллегорически – через рассказ о театре. «Русский репертуарный театр умирал – а мы пили портвейн, цитировали Гоголя, сцены на бульваре разыгрывали, идиоты несчастные, а когда очнулись, огляделись, протрезвели – театр кончился, исчез, как будто его и не было».

Старая метафора жизни здесь оправданна – ведь как еще представить жизнь, где перемешаны реальность и галлюцинация, подлинные вещи и бутафория, искренние чувства и лицедейство?

В «Фесе» отвлеченность героя от реальности достигает предела. Герой слушает других людей, произнося только поддерживающие реплики («То есть?», «Конечно», «Знакомое ощущение»). Не спорит, не осуждает, не убеждает. Он – немой, пассивный слушатель, как губка, впитывающий в себя собеседника. Экран, на котором отражаются разные реальности – и его собственные сны. Этот вневременной герой, озадаченный единственной целью – поиском себя. «Кто я?» – вопрос, который не звучит ни разу, но прослеживается в каждом волеизъявлении, каждом поступке.

Судить о «Фесе» с привычных, литературных точек зрения сложно. Эта вещь живет и развивается по собственным законам. Искать в нем привычную логику обычной сюжетной прозы не имеет смысла. «Фес» – роман экспериментальный, смешивающий разные жанры и типы повествования с целью достичь желаемого результата: разобраться в себе, в новом современном человеке. Из чего он состоит? Что сформировало его сознание? Какие воспоминания, фантазии, страхи, мечты, надежды?

В начале романа герой, попавший в плен азиатского города Фес (то есть, по сути, в плен самого себя, ведь Фес для автора это прежде всего метафора человеческого сознания), – это не человек играющий, не человек думающий, не человек действующий – это человек помнящий, вспоминающий, припоминающий и другие однокоренные. Но ближе к концу он все менее зависим от прошлого. Воспоминания о нем испаряются, перестают быть связаны с героем. Перерождение героя, его путешествие, ведет к забыванию, где «сделать первый шаг» означает: «избавиться от прошлого».

Герою под 40, в 90-х он был юношей, именно в таком возрасте окончательно складывается внутренний мир человека. И если на этот период приходятся социальные катаклизмы, сдвиг времен – человек получает психологическую травму на всю жизнь. Именно отсюда постоянные метания героя, невозможность найти свое место, невозможность выстраивать отношения с другими людьми, отсутствие друзей. И привязанность к артефактам из прошлой жизни – вещам, воспоминаниям.

В «Фесе» герой избавляется от этой привязанности. Если первые романы трилогии – романы-вспоминания, то «Фес» – роман-забвение. Постепенно герой отрывается от прошлого, но разрыв этот для него фатален. Он погибает, исчезает. Поэтому «Фес» – это зрелость героя, достигнутая через его умирание. Рождение после смерти, новорождение.

Парадоксально, но «Фес» – это еще и роман «воспитания чувств». Невольная заслуга автора заключается в том, что на примере своих героев он показывает обратную сторону безудержной сенсорной жажды – тотальное разочарование во всем, что окружает. Именно отсюда в «Фесе» совершенно буддийская мысль: избавься от желаний – и ты станешь свободным.

Вся третья часть романа – это рассказ о себе в третьем лице, то есть роман-кино переходит в роман-дневник, словно автор ищет все новые и новые способы самопознания. Как еще увидеть себя со стороны? В какие условия поместить, чтобы понять: кто ты, что ты? В эпилоге, когда «перерождение» героя происходит буквально, он заново примеряет на себя множество «я»: «я – дерево», «я – пожарные шары», «я – билет» и, наконец – «я свободен». Свобода в понимании автора (и героя) – это победа над собственным «я».

И герою «Феса» эту победу одержать удалось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1435
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
716
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3768
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2921

Другие новости