0
1210
Газета Проза, периодика Интернет-версия

10.02.2011 00:00:00

Льется песней, а не прозой – Мозель

Тэги: кирнос, стихи


кирнос, стихи

Александр Кирнос. Поговорим┘
– М.: КЛ, 2010. – 144 с.

Название сборника точно отражает его суть: прочитав книжку Александра Кирноса и словно поговорив с автором по душам, слышишь ритм и музыку его стихов и повторяешь про себя строки: «Горы – музыка в полете –/ Гете./ Лорелеи песнь на Рейне –/ Гейне./ Замков сумрачные шпили – / Шиллер./ Льется песней, а не прозой –/ Мозель».

Не наговорились. Завораживает музыка слова, исповедь сердца. Хочется возвращаться к стихам снова и снова┘ Стихи Александра Кирноса – это очень личный, искренний рассказ о себе, о своих близких, о сокровенном и одновременно вечном, главном, сущностном – о любви, о смерти, о друзьях, об искусстве, о творчестве. «Поговорим?/ – О чем?/ – Да ни о чем┘// О снах, об их мерцающей воде,/ Надеждах, о несбывшемся, о Боге./ О том, что никогда, ни с кем, нигде┘/ О радости, о горе, о тревоге.// О детстве, о родителях, семье,/ о чувстве неизбывного покоя,/ когда все вместе рядом, на скамье,/ так близко, что дотронуться рукою/ и замереть от счастья и любви,/ и времени неспешное движенье/ определять течением крови,/ где годы растворяются в мгновеньях».

Ощущение мгновенности земного бытия рождает желание высказаться, поделиться своей влюбленностью в жизнь, в любовь, в людей, в природу, в красоту здешнего мира, погрустить о быстротечности времени, о преходящем. И поэт торопится налюбоваться, выговориться, «раздышаться», выразить пульсирующую энергию сердца в ритме стиха: «Не палевый, не голубой, не желтый,/ А цвет атак,/ Выбрасывает сердце из аорты,/ И только так!»

В книге Александра Кирноса, где собраны стихи разных лет, прошлое встречается с настоящим. Автор хорошо чувствует и слышит время, видит черту, к которой приближается он сам с каждым прожитым днем, предощущает внезапный обрыв линии жизни: «Ответьте мне птицы, зачем это вдруг,/ зачем покидать мне любимых,/ зачем покидать мне друзей и подруг?/ Но пух облетел тополиный./ А дождь пахнет мятой, и липа цветет┘/ Но кто-то вдали паутину,/ но кто-то вдали паутину плетет,/ и пух облетел тополиный».

Стихи Александра Кирноса – это разговор и с самим собой, когда итожится «то, что прожито», и с матерью, которая уже «давно не являлась/ ни в мечтах, ни во сне», но только пред ней одной можно предстать как есть, во всей своей беззащитности: «Если можешь, как в детстве,/ из окна позови,/ спотыкается сердце без взаимной любви./ Не крутой, но упрямый,/ продержусь как-нибудь,/ только ты со мной, мама,/ где-то рядом побудь».

Когда читаешь стихи Кирноса, вспоминаешь шагаловский образ – фигуру летящего вперед человека с повернутой назад головой. Вот старинное фото, на котором запечатлена вся семья. Фотография – это повесть прожитых лет, целая эпоха. История семьи – история страны: «Век вспухал, тая угрозы,/ Но не знали черных дум/ дети: Геня, Бэйла, Роза,/ Залман и Моше-Аврум./ Лишь завязывалась драма/ в нитях завтрашнего дня┘/ Моя будущая мама/ тихо смотрит на меня./ Будет все: война и голод,/ лагеря и холода,/ рвы, окопы, серп и молот,/ вдосталь пота, слез, труда┘/ Скрылись все за сизой дымкой/ в заповедные края,/ но на старом фотоснимке/ и любовь и боль моя».


Иногда за бытовым портретом проступает целая жизнь, а иногда и целая эпоха...
Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Рулена. 1888. Музей изящных искусств, Бостон

При великолепном чувстве гармонии и стиля у автора абсолютный этический слух – в стихах нет фальши. Ирония удерживает поэта от сентиментальности. Перефразируя детскую скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», Александр Кирнос, играя аллитерацией, создает свою шуточную, бурлескную версию истории любви и творческого содружества Карла и Клары: «Украл у Клары Карл кораллы губ,/ глаз бирюзу и ровный белый жемчуг/ ее зубов, и золото волос,/ гранаты щек, и гордостью увенчан/ удрать хотел. Ан нет не удалось┘/ И создал Карл для всех, кто был влюблен,/ скользя в веках под звуки менуэта,/ хрустально чистый мелодичный звон:/ «Кораллы Клары» – пьесу для кларнета».

На оборотной стороне изящно оформленной книги – фотография доктора, записывающего что-то. Что пишет доктор? Historia morbi?

Знание человеческих болезней, неизбежности потерь и смертей рождает в душе доктора-поэта мечту о «стране Ю», «где беспредельна синева/ Прекрасны женщины, у них сияют лица,/ Там не в ходу обманные слова,/ А подлость не сумеет и присниться».

И он верит в то, что «путь туда для каждого открыт», и приглашает нас «всмотреться в себя, сквозь суету и быт».

«Поговорим┘» – книга, полная любви и грусти. Это философия жизни. Автор поставил в названии многоточие, и мы чувствуем, что разговор не окончен, он продолжается для поэта, размышляющего над таинством бытия, он продолжается для читателя, кому поверяются сокровенные думы, этот разговор бесконечен┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
591
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
517
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
621
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
439

Другие новости