0
2299
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Чтобы этот мир имел тайну…

Михаил Дзюбенко

Об авторе: Михаил Александрович Дзюбенко - филолог.

Тэги: радов, фонд


Зимой 2009/10 года при посредничестве книжного дизайнера Андрея Бондаренко дочь писателя Мария Радова передала мне, тогда научному сотруднику Государственного литературного музея, то, из чего предстояло создать фонд писателя, – груду листов, рваных и мятых, нумерованных и ненумерованных, с утратами и загрязнениями, рукописных, машинописных и компьютерных, перепутанных и перемешанных, опубликованных и неопубликованных.

Когда я впервые увидел эту так называемую «россыпь», то не сумел сдержать эмоций и спросил Машу Радову, почему архив одного из крупнейших писателей рубежа веков находится в таком состоянии. «Папа сам так его хранил, – прозвучало мне в ответ. – Он говорил, что разберет его в старости».

В результате кропотливого многомесячного разбора удалось сформировать фонд примерно из 135 единиц примерно на 2000 листах. Почему примерно? Да потому, что классик постмодернизма продолжает работать и после смерти, так что время от времени в груде оставшихся листов обнаруживаются или складываются, как из пазла, какие-то новые рукописи. Это тем более увлекательно, что Егор Радов имел обыкновение не всегда нумеровать страницы, печатать один и тот же текст на разных машинках или разными компьютерными шрифтами, по ходу повествования переименовывать героев или, наоборот, использовать одного и того же героя в разных произведениях, в том числе неопубликованных. Не исключаю, что работа с этой увлекательной нелинейной текстологией подарит нам еще несколько шедевров.

Опись фонда делится на пять разделов: «Рукописи Радова Егора», «Записные книжки», «Переписка», «Материалы к биографии», «Рукописи других авторов». Фонд содержит уникальные документы, позволяющие проследить творческий и жизненный путь писателя с детства до последних лет жизни. К сожалению, во многих рукописях Егора Радова имеются утраты.

Писателем Егор стал рано и был им не по наследству и не по образованию, а по сути. В фонде хранятся его детские самодельные книжки, в которых уже проявляются его стилистические склонности. Вот «Сборник анекдотов», подписанный Егором Радовым и Вовой Турчинским (будущим известным шоуменом, который, кстати, ушел из жизни в один год с Егором), в обычной школьной тетради. Анекдотов всего два: первый – эротический, про игру на раздевание, а второй – абсурдный, называется «Сверхзабывчивость». «Скачет ковбой по прериям. Вдруг внутренний голос ему говорит: «Слушай, Джон, ехай домой, дома у тебя жена умерла». Он скорее поскакал домой и очень долго туда добирался. Когда добрался, вдруг хлопнул себя по лбу: «Ах, господи, да я же не Джон!»...»

В 1979 году Егор Радов поступил в Литературный институт на отделение прозы. С самого начала его творчество характеризовала осмысленная эстетическая позиция. В Литинституте Радов написал работу, которая не упоминается нигде, но которая есть в нашем фонде, хотя и с утратой нескольких страниц. Это, казалось бы, вполне заурядный реферат по истории философии. Кто учился в прошлом тысячелетии в советских вузах, тот помнит, какой тоскливой процедурой было написание подобных рефератов, с обязательными цитатами из Маркса–Энгельса и пр. Но не то у Радова: он дерзнул изложить целостную философскую концепцию, за которую из иного вуза выгнали бы с обвинениями в ревизионизме и буржуазной пропаганде (еще был жив Суслов). Реферат называется «Эстетизация как главный принцип существования» и написан настолько свободно, что почти не содержит следов времени. Автор с великолепной отстраненностью делит всю философию на ту, которая преподносит себя наукой (в том числе марксистскую – это единственное упоминание Маркса в двадцатистраничном реферате), и ту, которая стремится быть искусством, после чего утверждает: «<┘> любая гениальная философская система действует эстетически, она якобы объясняет мир, а на самом деле творит его. Поэтому, эстетически не почувствовав философскую систему, человек ничего не поймет в ней <┘>» Радов откровенно заявляет: «<┘> В вопросах онтологии я стою на экзистенциальных позициях». В полном расхождении с так называемым «основным вопросом философии» он утверждает: «Бытие и ничто – вот действительно пара, а не материализм и идеализм». Выбирая бытие, человек выбирает тайну: «Все есть, поскольку является тайной, поскольку загадочно. Тайна бытия, тайна сотворения мира (в смысле философском, а не религиозном) непознаваема и прекрасна, ее нельзя познать и нельзя познавать, если мы уже выбрали путь бытия». «Цель искусства – создание нового мира, и его высшая цель в том, чтобы этот мир опять-таки имел тайну».

Примерно в то же время или чуть раньше (1980) он пишет рассказ «Письмо Володи Ежова в «Спор-клуб». Была в годы застоя такая как бы дискуссионная телепередача. Уместно вспомнить о том, что всего за пару лет до этого, в 1978 году, был написан рассказ Владимира Сорокина «Утро снайпера». Мне неизвестно, знал ли Радов рассказ Сорокина. Подозреваю, что нет, потому что известность Сорокина в 1980 году не выходила за пределы очень узкого круга концептуалистов, а Радов в этот круг вхож не был. Тем примечательнее совпадение сюжетных ситуаций у обоих авторов.

При всем эстетическом авангардизме Егор Радов был глубоко укоренен в писательских и журналистских традициях, свидетельством чему – второй раздел фонда, включающий записные книжки, которые он вел с одиннадцати лет. В них представлены наброски прозаических и поэтических произведений, философские размышления, журналистские наброски, записи дневникового характера, а также адреса, телефоны и другие биографические сведения.

В 90-е Радов активно работает, в это время публикуются почти все его романы и сборники рассказов. Романы его принадлежат к тому типу, который Бахтин назвал мениппеей: это путешествия в пространстве и времени, с переименованиями и перевоплощениями. Фонд содержит рукописи примерно половины романов Радова. Нет, например, как ни странно, рукописи «Змеесоса» – его первого опубликованного романа, который вышел в «Гилее» в 1992 году.

С начала 2000-х Радов печатается все меньше: ему не нравится новая эпоха. Она больна фашизмом, причем как в грубом, уличном, так и в гламурном вариантах. И в 2003 выходит его роман «Суть», оставшийся незамеченным во многом потому, что его на год опередил близкий в смысловом отношении роман Владимира Сорокина «Лед», который, однако, был написан чуть позже: рукопись Радова долгое время не печатали даже его постоянные издатели. Роман «Суть» идейно настолько противостоял мейнстриму, что хотя был издан, был замолчан.

Неопубликованными, помимо романа «Уйди-уйди» (2007), остались начало романа «Проект и ресурс», ряд рассказов, сценариев и другие тексты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1432
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3708
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2088
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2359

Другие новости