0
3216
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Модель для сборки, или Набор шумов

Тэги: рубинштейн, картотека, карточки


рубинштейн, картотека, карточки Сборка мира: как это делается.
Александр Трифонов. Окно

Лев Рубинштейн. Четыре текста из Большой картотеки.
– М.: Время, 2011. – 112+103+98+82 с.

Для нынешней молодежи Лев Рубинштейн с его стихами на библиотечных карточках – уже легенда. Но, напечатанные в обычных книгах, его тексты дают далеко не полное представление о том, «что это было» – в 1980-е и 1990-е. Да и сам Лев Семенович в последние годы все реже и реже приходил к слушателю-зрителю со своими коробочками┘

И вот – поистине царский подарок, сделанный любителям современной русской поэзии: четыре картонные коробочки с карточками под общим названием «Четыре текста из Большой картотеки». Тот самый формат, хотя фактура, разумеется, иная: не желтовато-шероховатая, как было «в оригинале», а ослепительно-белая и гладкая.

«Ничего, – грустно улыбается Рубинштейн, – они очень быстро теряют свою белизну и гладкость – если читаешь, конечно». И показывает свои «рабочие» коробочки, с которыми он вновь после некоторого перерыва вышел к читателю, – благо теперь есть что презентовать. Действительно, все так, как в настоящей библиотеке былых времен – когда еще там были картотеки. И одни карточки, рабочие, быстро теряли свой парадный вид, а другие, невостребованные, оставались новенькими┘

Справедливости ради надо сказать, что Рубинштейна в таком (аутентичном) виде уже выпускали – и в Германии, и даже в России. Только как нарочно заведомо коллекционными тиражами – такими, что и у самого автора уже ничего не осталось. Поэтому переиздание вышло как раз вовремя.

В свое время филолог Максим Шапир предложил рассматривать «карточную систему» как новую, авторскую систему русского стихосложения. С этим можно не соглашаться, однако того, что Рубинштейн будто бы невзначай изменил наше представление о границах и самой природе поэзии, никто уже не оспорит.

Его карточка – это единица художественной речи, самим автором разбитой на именно такие по размеру фрагменты. Она может быть записана (теперь – запечатана) сверху донизу, а может содержать всего-навсего одно слово. И даже ни одного: все равно читатель (или автор – в данном случае это одно и то же), беря ее в руки, обязан сделать такую же паузу, как при перелистывании «полной» карточки. Что он при этом думает – его собственное дело; но если до этого он что-то думал, читая предыдущие карточки, он физически не может в этот момент остановить работу головы. И это – важнее всего.

А на карточках могут быть и вполне традиционные ямбы, и прозаические тексты, и обрывки разговоров, и даже самые настоящие библиографические записи. Все это мы вслед за автором объединяем в единый текст. И на наших глазах он обретает смысл. Причем у каждого читателя – собственный, не похожий на другие.

В принципе то же самое происходит при чтении любого литературного произведения: Рубинштейн просто показывает нам, как это делается, заставляет задуматься над самой природой коммуникации, в которую всегда наряду с «сигналом» попадает и неизбежный «шум». И, что самое интересное, буквально тут же автоматически становится частью сигнала, приращением его смысла!

Очень важно и то, что на карточках располагается самый разнообразный в жанровом отношении материал: реплики случайно (как будто бы!) подслушанного разговора, подписи под семейными фотографиями, цитаты из классики, целые буддийские коаны – и тут же отдельные слова, имена, обрывки речи. Только не надо думать, что это случайный набор слов: вчитываясь (вслушиваясь) в него, очень быстро улавливаешь несколько соединенных по принципу контрапункта тем – и дальше уже просто: следишь, как они, помогая друг другу (в том числе и спором между собой), развиваются, сплетаются, завершаются и вновь начинаются.

Одна из картотек называется «Меланхолический альбом» – и действительно, родословную рубинштейновских картотек можно вести от домашнего альбома с фотографиями или записями на память, лирическое, даже сентиментальное начало в большинстве его текстов очень сильно.

Другая картотека – «Появление героя» – наглядно демонстрирует, как из отдельных фраз можно на глазах у изумленной публики вылепить вполне полноценного человека: так уж мы устроены, что наши слова – это и есть мы сами. Особенно если добавить к этому еще и те слова, которые говорят о нас.

Картотека «Лестница существ» – своего рода картина окружающего мира, бестиарий, каталог, наше все-все-все. А «Время идет» – философский трактат о смысле (или бессмысленности – как хотите) нашей жизни и о ее неизбежном – увы – завершении.

Вот так я прочитал логику этого набора. Хотя сам Лев Семенович уверяет, что картотеки для издания выбирал случайно, только по принципу их непохожести друг на друга и по времени написания – чтобы не разные были. Но в этом-то и смысл его циклопического конструктора, своего рода «модели для сборки» мира: как ни посмотри, как ни сложи – все равно получается что-то важное, нужное и, главное, интересное. А уж никак не тот никому не нужный пулемет из бородатого советского анекдота...

┘Словосочетание «Большая картотека» что-то до боли напоминает. Наверное, «Большое завещание» Вийона, о времени написания которого мы знаем в первую очередь по стихам этого великого поэта. И скорее всего тут не просто совпадение: может быть, и о нашей эпохе будут в скорости судить в том числе и по карточкам Рубинштейна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1500
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3865
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2429

Другие новости