0
1410
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.06.2011 00:00:00

Никого не жалко

Тэги: рабы, сульба, власть


рабы, сульба, власть

Юрий Козлов. Почтовая рыба.
– М.: Поколение, 2011. – 386 с. (В поисках смысла)

При чтении книги Юрия Козлова о чиновничестве, о жизни и смерти, о страстях и деяниях мелкого представителя этой братии Петра Рыбина появляется желание по-горьковски воскликнуть: «Да был ли Рыбин-то? Может, и не было никакого Рыбина?»

Роман Козлова простым, реалистическим не назовешь. Рыбку автор ловит явно не на удочку, не на мормышку – тут что-то более изысканное, накрученное. Чем сложнее путь к истине (или улову), тем он становится ценнее.

Роман, безусловно, политический и – публицистический. Но Юрий Козлов не шпарит напропалую правду-матку. Он ведет читателя за своим героем очень осторожно, словно следователь, который расследует дело о душе. И не только главного героя, но и его подруги, психолога по образованию, Веры Зверевой – дамочки очень неординарной и сексуально озабоченной, надо сказать.

Петр Рыбин – парламентский чиновник. В советское время он был журналистом, который писал статьи про «улучшающуюся жизнь народа». А в новом веке он – пиарщик. Он обслуживает «ненасытные глотки» тех, кто лезет, рвется во власть, а заполучив ее, ни за что не хочет с нею расстаться (демократические принципы, всем понятно, писаны для дураков).

Чтобы не видеть всех гадостей жизни – и при коммунистах, и при либералах, – герой погружается время от времени в параллельный мир. Вернее сказать, он окунается в разврат с разными женщинами (любовь тут ни при чем) и считает это (преподносит) неким иным миром, который спасает его от мира внешнего, чиновного.

Автор в самом начале цепляет читателя на детективный крючок: неожиданная смерть Рыбина и неожиданно свалившееся на вдову богатство в миллион евро. Она и не знала, что такое богатство у мужа есть, но догадывалась┘ Недаром она психолог. Она пробует проанализировать судьбу своего супруга. Вернее, автор скрещивает два взгляда: взгляд вдовы и взгляд автора, который описывает судьбу и безобидные (любовные) и отнюдь небезобидные (коррупционные) приключения Рыбина.

Разобраться в судьбе Рыбина новоиспеченной вдове помогает ее старый друг Игорь Линдер, бывший и в то же время теперешний любовник Веры. Эротические истории в романе – не ради «клубнички», истории эти вскрывают холодность, отчужденность, отсутствие всяких шансов на подлинную любовь┘ Героиня, похоже, никогда не любила Рыбина, а, став вдовой, тут же вступает в половую связь с различными людьми, пусть даже эта связь мистическая.

Среди персонажей романа выделяется отец Рыбина. Он наиболее целостный: он выстраивает свою логику, рационально объясняет сыну мир. Отец Рыбина выступает нравственным императивом. Кто вы, господа? Есть ли у вас право управлять Россией, если вы, в сущности, мошенники и мозги у вас работают удивительно прямолинейно, в одну сторону – ради собственного обогащения? Однако отец Рыбина сам в своем писательском творчестве создает некие химеры. И Юрий Козлов опять уводит читателя от безусловных истин – невод, заброшенный для лова истины, оказался слегка дырявым, истина уплыла в пучины. А возможно, и вовсе не была в сетях. «Была ли истина-то? Может, ее и не было?» Ведь совсем не случайно, автор обмолвился устами своей героини. А еще точнее, устами Достоевского, которого цитирует героиня романа: «Мир иррационален». Этими словами можно прикрыть все что угодно: мазню представить живописью, грехопадение – несовершенством плоти, казнокрадство – жизненной необходимостью┘


Эротизм свойственен смеховым культурам всех народов.

И все же присутствует в романе еще Некто, неназванный, неозначенный, даже пунктиром не прорисованный писателем. Возможно, на эту всевышнюю роль автор приглашает Читателя, ему вершить Страшный суд над героями! А суд этот будет, по-видимому, очень суров. Ибо сострадания к героям романа не испытываешь никакого. Они богатеют и погибают, они уходят, ничего не оставляя этому миру. Ничего созидательного! Им не завидуешь, хотя у них миллионы евро в карманах.

Никого не жалко, ничего не жалко. Сдох чинуша – ну и пусть! Как таракан. Никто и не вспомнит. Наследники поделят имущество, перегрызутся при этом┘ И всё? Всё!

При этом люди-призраки Юрия Козлова являют собой совсем не призрачный слой общества. Это реальный чиновный класс. Они на особых, очень важных, хотя и неприметных порой этажах иерархии. Они – истеблишмент (слово-то какое! не какая-нибудь партноменклатура). Они у кормушки. Они при делах. Положенные в нынешнюю основу правления России деньги фактически означают предательство всего, кроме денег┘ Кому нужны народ, пенсионеры, производство, оборона? Деньги!

Юрий Козлов метафорически пишет о власти. Власть у него не просто кучка личностей, но и сама по себе некий монстр, который проглатывает своих же ставленников. Оказавшись у руля власти, герои становятся жертвами власти. Но их опять же ни капельки не жалко. В них нет любви к отечеству, а ведь человек власти по определению, по сути должен отвечать за судьбу страны, за жизнь сограждан. Так что пусть монстр жрет его – истеблишмент этот – в удовольствие!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1099
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости