0
1705
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.09.2011 00:00:00

Между деревней и миром

Тэги: варламов, сборник, рыба, рассказы


варламов, сборник, рыба, рассказы

Алексей Варламов. Как ловить рыбу удочкой: Сборник.
– М.: Астрель: Полиграфиздат, 2011. – 384 с.

Эта книга включает в себя избранные образцы малой прозы Алексея Варламова за более чем 20 лет активной писательской деятельности. Озаглавлен сборник по названию одного из рассказов, который первоначально, в сборнике «Здравствуй, князь» 1993 года выпуска, назывался «Как ловить удочкой рыбу». Среди прочих помещен в книгу и рассказ «Тараканы», ставший для писателя дебютной публикацией в 1987 году.

Неудивительно, что в состав сборника входят очень разные произведения – и по тематике, и по типу написания. Это и рассказы-монологи («Тараканы», «Дом в Остожье», «Воспоминание» и т.п.), и не менее интересные рассказы от третьего лица («Случай на узловой станции», «Покров» и др.). И полуфантастические рассказы, как, например, рассказ «Вхождение», открывающий книгу, в которой главный герой, немой, блуждает по городу, появившемуся будто бы из романов не то Достоевского, не то Кафки. Или превращенная из вполне обычной истории человеческого несчастья в легенду миниатюра «Чистая Муся». И тексты, наполненные символами (например, «Ангел» или тот же «Дом в Остожье»).

Многие рассказы Варламова посвящены теме христианской веры и безверия, в них с тонкой, неакцентируемой точностью выписаны фигуры людей верующих и чувства героев в ситуации выбора. Вот, например, отрывок из рассказа, который называется «Случай из жизни Николая Петровича». Предыстория такова: главный герой, имеющий в душе еще неосознанную веру в Бога, долгое время регулярно ходит в храм, но никак не может почувствовать себя таким же, каковы другие люди, приходящие на службу, почувствовать то, что побуждает всех их к искренней и усердной молитве. Наконец, особенно остро ощутив однажды свое духовное одиночество и оторванность от остальных верующих, он решается принять православие и уже после обряда направляется домой: «Николай Петрович в чистой белой рубашке ощутил легонькую цепочку с крестиком, шел по глухим закоулкам и дворам и вдруг поймал себя на нелепом и смешном воспоминании, что, пожалуй, такое же пронзительное, счастливое чувство он испытал лишь в детстве, когда его приняли в пионеры и он шел среди других детей, распахнув куртку, с ярко-красным галстуком. Теперь он был переполнен детской благодарности к Богу за то, что наконец все исполнилось, и после стольких тягостных и бессмысленных лет и его жизнь обретет цельность». В случае с героем рассказа настоящая вера приходит к нему значительно позже, но рассказ заставляет задуматься: а может ведь и не прийти вообще┘


Вот так примерно ее и удят...
Джеймс Гудвин Клонни. Группа рыболовов на Лонг Айленд Саунд в стороне от Нью-Рошель. 1847. Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Еще одна важная для писателя тема связана с деревней, точнее с возвращением в нее. Недаром критики и литературоведы причисляют автора повестей «Падчевары», «Дом в деревне» и других к продолжателям традиции «деревенщиков». В данном сборнике наиболее значимыми кроме «Падчеваров» можно назвать рассказы «Заступница» и «Погост». Особенность «деревенских» рассказов Варламова в том, что их главным героем-рассказчиком он часто делает приезжего писателя-интеллигента, который временами стремится насовсем уехать из города поближе к природе, но в принципе может относительно спокойно жить как в деревне, так и в городе. Для героев, к примеру, того же Валентина Распутина переезд из родных мест обычно бывает необратимо губителен, а вот для героев Варламова – нет┘ Тема ухода с последующим возвращением (или невозвращением) у этого писателя связана не только с деревней: во многих его рассказах отчетливо чувствуется мотив стремления к дому либо к какому-нибудь важному месту, событию, чувству, благодаря которому человек был когда-то счастлив (или по крайней мере считал себя счастливым). Если реальное возвращение невозможно – герою остаются воспоминания...

И, пожалуй, главное в рассказах Варламова – это люди и ситуации. А также чистый и понятный язык. Поэтому, наверное, ни предсказуемость финалов некоторых рассказов, ни появляющиеся иногда стилистические «сбои», возможно, умышленные (как, например, в цитируемом выше отрывке смешение времен: герой ощутил под рубашкой цепочку и в то же время шел по закоулкам и дворам), не портят впечатления от книги. Тем более что при всей ясности и простоте повествования в ней присутствует и некая недосказанность. Действительно, как ловить рыбу удочкой? Терпеливо, тихо, надеясь на удачу┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
611
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
538
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
640
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
450

Другие новости