0
1017
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.10.2011 00:00:00

И авоська в руках

Тэги: ерофеев


ерофеев Человек стремится туда, где ему хорошо...
Фото Екатерины Богдановой

Я живу в Есино, подле станции. За день проносятся штук двадцать поездов туда-сюда, сюда-туда, именно проносятся, никогда не останавливаются. А вот как сегодня случилось: дочитала поэму «Москва–Петушки» и думаю: «Вот было бы здорово у Ерофеева интервью взять и в «НГ-EL» опубликовать». Только подумала, слышу звук тормозов, подбежала к окну – небывальщина какая-то: поезд остановился и объявляют: «Дамы и господа, товарищи, по техническим причинам на станции Есино простоим около двух часов». А поезд какой необыкновенный, яркий, весь так и светится. Присмотрелась, а там весь цвет русской литературы собрался – от Пушкина до Ерофеева, то ли раут у них, то ли просто решили выпить. Я понимаю, что вот он мой шанс, лови, Марианна, удачу за хвост. На ходу одеваюсь, хватаю диктофон и туда, а Ерофеев уже ко мне навстречу идет – и авоська в руках.

«Девушка, а где у вас здесь магазин, надо немного затариться, а то у нас народ давно уже не расслаблялся, а трезвый человек, как известно, суров и учителен».

Я говорю: «Так, поздно уже, все закрыто».

В.Е.: «О, тщета! О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа – время от рассвета до открытия магазинов!»

Я говорю: «Венедикт Васильевич, вы так сильно не расстраивайтесь, у нас тут баба Шура есть, моя соседка, у нее такое вино домашнее, что к ней специально из столицы посланцы от нашего бывшего президента приезжали. Вот только она где-то в пять поднимается, а пока позвольте вас к себе пригласить, вот видите, это мой дом. Меня зовут Марианна, мне очень надо с вами поговорить, я, собственно, и шла к вам интервью брать».

В.Е.: «Нет, я не против, как мило с вашей стороны, но не поздно ли в столь ранний час, да и у меня ничего с собой нет».

Я: «Да это ничего, вы же мой гость, у меня один сад чего стоит: и вишни, и яблоки, и виноград, вы любите виноград?»

В.Е.: «Люблю, в особенности то, что из него выходит» (улыбается).

Я: «Вот видите как хорошо, а о моих не беспокойтесь, они сейчас спят, и мы, чтобы не мешать, во дворе расположимся».

Мы зашли, я усадила Венедикта Васильевича в своем маленьком винограднике, пока закипал чайник, с деревьев сорвала плоды, уложила в вазу и поставила их на стол, вместе с медом и клубничным вареньем. Разливая по чашкам чай, незаметно стала рассматривать своего гостя. Серо-голубые красивые глаза, но взгляд выдает томимый и печальный дух своего обладателя, волосы темные с проседью, лихо, по-мальчишески взвитая челка. Никогда не скажешь, что человеку почти семьдесят, сорок пять, не больше. Рубаха на нем в красно-синюю клетку, синие вельветовые брюки, а на ногах... Как я не заметила: он же совершенно босой.

Я говорю: «Венедикт Васильевич, что же вы это без обуви, давайте я вам тапочки принесу или шлепки какие, у нас их предостаточно».

В.Е.: «Спасибо, не надо, в этом нет никакой необходимости. Вы не представляете, как приятно снова ощутить под ногами землю».

Я: «Тогда я не настаиваю. Венедикт Васильевич, я давеча прочла вашу поэму, и само собой возникло много вопросов. Вот смотрите: ваш герой едет в Петушки, этот символический рай, где не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Счастье заключено во встрече с любимой женщиной и с розовощеким младенцем, но счастью, увы, не суждено продлиться. Вы хотели показать, как нельзя жить или что советская действительность может довести человека до такого состояния?»

В.Е.: «Человек стремится туда, где ему хорошо, но что-то не пускает, не дает, и это что-то есть у каждого, здесь же конкретная ситуация. То, что нас окружает, влияет на нас, но Он посылает нам искушения, чтобы удостовериться, насколько мы усовершенствовались – и выбор так или иначе остается за нами».

Я: «Ваш герой страдает в реальной жизни, только после выпивки у него наступает блаженство, видения, беседы с потусторонними существами – это его диагноз. А вообще: нужно ли человеку видеть иной мир? Я не имею в виду литературу и искусство, я о другом».

В.Е.: «С этим надо быть очень осторожным. Нам дана реальность, тонкий мир скрыт. Но нам дана и способность мыслить. Кроме того, что мы знаем, мы не знаем ровно ничего, постичь же умом все невозможно, есть иная сфера бытия, выходить на которую или не выходить – каждый решает для себя сам, и способы у всех свои, «рубашечные».

Я: «Венедикт Васильевич, я знаю, что вы приехали в Москву с конкретной целью – поступить в Московский университет. Поступили, проучились 1,5 года, наверное, и дальше бы учились, не будь там обязательной военной кафедры. Выходит, что нежелание заниматься военной подготовкой оказалось сильнее желания продолжить учебу?»

В.Е.: «Пожалуй, вы сами ответили на свой вопрос. Я видел то разрушение, которое принесла война, я же не воин, я – обычный русский пьяница. Знаете, для чего нас обучают?»

Я: «Мне интересно, что вы об этом думаете».

В.Е.: «Чтобы сначала подчинить, а потом использовать в своих, зачастую корыстных целях, а я не хочу быть объектом, я хочу сам решать, как мне жить и что мне делать».

Я: «Вот вы говорите разрушение, война, да, все это очень страшно, но разве сознательное саморазрушение, это не страшно? Кто, как не вы, знает, к чему это все приводит».

В.Е.: «Я давно понял, что дурак, а понял это, когда услышал одновременно сразу два полярных упрека: в скучности и легкомыслии. Потому что, если человек умен и скучен, он не опустится до легкомыслия. А если он легкомыслен да умен – он скучным быть себе не позволит. А вот я, рохля, как-то сумел сочетать. И сказать почему?»

Я: «Почему?»

В.Е.: «Потому что я болен душой, но не подаю вида. Потому что с тех пор, как я помню себя, я только и делаю, что симулирую душевное здоровье каждый миг, и на это расходую все (все без остатка) и умственные, и физические, и какие угодно силы. Вот оттого и искушен...»

Я: «Но ведь что-то помогает бороться?»

В.Е.: «Любовь и вера, вера и любовь. Но, чтобы не рассыпаться, должна быть еще и воля, именно ее порой и не хватает».

Я: «А что же делать близким людям, которые, если даже любят и понимают, что это зависимость и слабость, сами не в силах терпеть присутствие этого второго «я» в некогда здоровом человеке».

В.Е.: «Мера любви у всех разная, не можешь терпеть – развернись и уходи, к чему жертвы? Но все-таки, если говорить о союзе мужчины и женщины, то друг друга нужно уравновешивать, как весы, иногда кому-то нужно быть сильнее. Есть стоики, которые живут и безропотно несут свое бремя, я не из таких, когда постоянно работаешь, ешь, спишь, и так день за днем – чувствуешь, что превращаешься в механическую машину, консервируются, притупляются все чувства и, чтобы доказать себе, что еще не все так плохо, нужен эмоциональный разряд».

Я: «Вы о вытесненных желаниях?»

В.Е.: «Да, человеческая психика очень тонкая вещь».

Я: «Ваше творчество приблизило вас к истине».

В.Е.: «Я не утверждаю того, что мне теперь истина известна или что я вплотную к ней подошел. Вовсе нет. Но я уже на такое расстояние к ней подошел, с которого ее удобнее всего рассмотреть».

Я: «Вопрос творчества для меня очень важен. В юности я писала стихи, была переполнена чувством и не могла не писать. Знаний, конечно, не хватало, сейчас с улыбкой перечитываю свои «шедевры». Выходит, что тогда я тоже была на близком от нее расстоянии?»

В.Е.: « Выходит, что так» (улыбается).

Я: «А ваша известность, чем обернулась для вас, она сделала вас счастливее?»

В.Е.: «Когда находишь ответ в сердцах, когда ты понят – это всегда радость, когда люди думают, что вот, мол, Ерофеев – рубаха-парень, свой в доску, и начинают позволять себе лишнее, то тяготит».

(...)

Я: «Венедикт Васильевич, напоследок (я вас уже замучила) вы можете дать мне совет, хотя, думаю, я не одна такая. Перед нами широкий выбор и много возможностей (было б здоровье), но сейчас так много информации, что можно запутаться в ориентирах. Вот и я еще не уверена в выборе пути».

В.Е.: «В любом труде есть смысл, важно, чтобы этот смысл был вам близок. А ориентиры? Да, мир техники и скоростей, ну, что ж, пропусти технику, иначе действительность собьет, протиснись сквозь все эти такси и иди куда тебе надо».

Я: «Что ж, спасибо за беседу, буду протискиваться».

В.Е.: «Это вам спасибо: и за беседу, и за чай, и за дары земли».

Я: «Сейчас я вам пакет фруктов наберу, передадите всем от меня».

В.Е.: «Ну что, к бабе Шуре?»

Я: «К бабе Шуре».

Бежим к поезду, уже объявили о посадке. В каждой руке по пакету. Баба Шура как узнала, кто перед ней и кому ее добро понадобилось, от широты души еще в два пакета положила различных сортов вина и денег не взяла.

Я (уже на платформе): «Вот видите, а вы: «...глаза пустые с отсутствием всякого смысла...»

В.Е.: «Вы, главное, сами смысла не теряйте, ищите».

Я: «Постараюсь, а вы там помолитесь о нас, а мы, не сомневайтесь, вас и дальше читать будем. Творцам от нас поклон передайте».

В.Е.: «Не волнуйтесь, непременно передам».

Загудел гудок, поезд тронулся, только сейчас я обратила внимание, что весь пол в тамбуре устлан травой. Венедикт Васильевич улыбался и махал мне рукой. Я подумала: «Как хорошо!» – и проснулась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости