0
3270
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.11.2011 00:00:00

Автограф Феллини на ноге Евтушенко

Тэги: румарчук


румарчук

Наталья Румарчук. Ты зачем полюбила поэта.
– М., 2011. – 320 с.

Эта книга, названная строчкой из стихотворения Юрия Кузнецова, повествует о встречах и расставаниях, о поездках и перелетах, о городах и странах. Поскольку книга первая, автор спешит рассказать и о себе, и о своей семье. Мы сразу попадаем в некоторую литературную среду: прадед Натальи Румарчук – Принципар – был режиссером Московского художественного театра в период его становления, знал Чехова, ставил «Чайку», «Вишневый сад»┘

Мать – поэтесса и прозаик Лариса Румарчук, а муж, собственно виновник этой книги, поэт и переводчик Вячеслав Куприянов. Благодаря своим верлибрам он довольно рано стал популярен на Западе, и это было причиной множества описанных здесь путешествий. А где путешествия, там и приключения, забавные и нелепые, но часто случающиеся за границей, а чаще при пересечении границы, или веселые, которые заканчиваются застольем и беседой. Есть и любовные приключения, поскольку муж-поэт «по-настоящему любит только литературу», но они описаны уклончиво и с хорошим чувством юмора.

Мы встречаемся на этих страницах с разными персонажами европейской культурной и литературной сцены, с актерами Клаусом Марией Брандауэром (это в Вене) и Даниелем Ольбрыхским, актрисой Верой Чеховой, с поэтом и художником Олегом Прокофьевым (это в Лондоне), с переводчиком немецкой поэзии Вальдемаром Вебером, рок-певцом Удо Линденбергом (в Берлине), неоднократно и в разных местах с Евгением Евтушенко:

«– Смотри, Евтушенко! – радостно закричала я. И все стали оглядываться в сторону того столика, где Евтушенко, высоко задрав розовую штанину и радостно жестикулируя, зачем-то показывал собеседнику свою обнаженную ногу. При этом я могла разобрать только одно слово – Феллини.

– Ну, это старый трюк, – внес ясность Куприянов, – дело в том, что однажды Евтушенко, когда он гостил у великого Феллини в Италии, пошел купаться, и вдруг у него свело ногу, да так сильно, что он начал тонуть. Тогда прославленный режиссер изо всех сил вцепился ногтями в икру его ноги, чтобы судорога прошла. В результате Евтушенко не утонул, но у него остался небольшой шрам. Теперь он его всем демонстрирует и с гордостью провозглашает: «Это – автограф Феллини!»

Трогательная зарисовка! Как ни велик сам Евтушенко, следы других великих на своей плоти он бережет. Видимо, в связи с этим упоминается роман Куприянова «Башмак Эмпедокла», вышедший в некоторых европейских странах, прототипом героя которого – поэта Померещенского, является Евтушенко. У нас этот роман пока известен только в Интернете.

Есть в книге Натальи Румарчук и стихи Куприянова, что само собой разумеется, но их не так много, и они чаще всего вполне уместны, иногда нам рассказывается история их появления. Есть стихи и других поэтов-верлибристов – Владимира Бурича, Геннадия Алексеева, тоже по определенному поводу, когда они помогают лучше увидеть атмосферу чужого города (например, Бурич о Германии) или пофантазировать на тему увиденного в музее (Геннадий Алексеев о «Мадонне» Рафаэля в Дрезденской галерее).

Живописно представлен культурный проект на одном из Канарских островов – Тенерифе, под названием «Марипоса», некий искусственный ландшафт, цель которого – усовершенствовать наш мир, придать ему необходимую духовную координату. Среди патронов этой романтической «республики» – Далай-лама, сэр Питер Устинов, экс-президент ФРГ Рихард фон Вайцзекер и Михаил Горбачев, которого здесь почитают как инициатора «нового мышления». Здесь пытаются следовать призыву Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не созывай людей для сколачивания досок, но пробуди в них мечту о широком бесконечном море». Затеяла этот проект чета из немецкого Штутгарта, Ханс-Юрген и Хельга Мюллер, а после смерти мужа, известного галериста, всем ведает госпожа Мюллер, философ и социолог.

Среди описаний множества городов Европы и Канады наиболее живым в этой книге кажется все-таки путешествие по родной стране: глава «Волга-Волга». Это путешествие с немецкими и российскими политиками и деятелями культуры в Год Германии в России: «┘Мы возвращаемся на теплоход и видим, как двое верзил, сильно смахивающих на гангстеров, сажают на теплоход советника президента, писателя Анатолия Приставкина. Верзилы оказались крупными местными чиновниками: оказывается, верзилы вручали Приставкину орден с бриллиантами. «Такой есть только у меня и у Назарбаева», – похвалился Анатолий Игнатьевич».


Автор в мюнхенской пивной.
Иллюстрация из книги

Наталья Румарчук долгое время работала литературным редактором, поэтому стоит отметить литературные достоинства этой книги. Вот один из образцов стиля: «Я уже перестала обращать внимание на названия рыб, тем более что в этом очаровательном хаосе трудно было угадать, какое из них к какой относится. Вот рыбка, похожая на маленький швейцарский перочинный ножик, вот рыба, которую можно сравнить с большим и страшным зеленым насекомым, а вот целая стайка блестящих серебряных «авторучек», они приближаются к аквариумному стеклу, как будто хотят дать вам свой коллективный серебряный автограф┘» Эфемерный, но не менее симпатичный автограф, нежели оставленный самим Феллини.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
883
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
714
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
744
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
786

Другие новости