0
1436
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.12.2011 00:00:00

Путешествие в страну Греалию и обратно

Тэги: дом, повесть, страдания, надежда


дом, повесть, страдания, надежда

Варвара Рязанцева. Стеклянный Дом: Повести.
– М.: АСТ: Астрель, 2011.
– 410 с.

«Стеклянный Дом», как указано на первой странице книги, – сборник повестей и новелл. Правда, не каждый включенный сюда текст можно определить как повесть или новеллу, поскольку жанровые границы этой прозы достаточно широки – от семейной хроники до мистического гротеска. Большую роль в сборнике играют посвящения: каждый текст Рязанцевой кому-то посвящен. Например, повесть «Стеклянный Дом» посвящена «тем, кто, живя в России, видит в этом не только источник страдания, но и надежду». Но к посвящениям я еще вернусь, а до этого хотелось бы выделить самое главное произведение в этой книге.

Итак, открывается «Стеклянный Дом» повестью-хроникой под названием «Греалия». Она скорее всего не случайно поставлена в сборнике первой – именно мотив упорного стремления к недостижимому, пронизывающий этот текст, задает основной тон всей книге, и именно благодаря «Греалии» можно сказать, что книга полностью состоялась. Повествование здесь идет от лица героини, постепенно рассказывающей историю своей семьи. Главная фигура повести – отец рассказчицы: писатель, журналист (собкор «Правды»), честнейший человек и убежденный бессребреник, всю жизнь не отказывавшийся от своих идеалов и принципов ни ради собственной «спокойной» жизни, ни даже ради благополучия семьи. «В последние десятилетия жизни отец мечтал создать в Жигулевских горах поселение для неординарных личностей. Называл он его придуманным им же самим словом «Греалия», означающим мечту о совершенном. Предполагалось, что это будет свободная коммуна независимых от государственной опеки и общественного мнения творцов, которые станут заниматься там чистым искусством, без оглядки на бытовые и материальные сложности». Повесть написана предельно чисто и честно, читается на одном дыхании.

Следующая повесть с красноречивым названием «Кому суждено утонуть, в огне не сгорит» – история женщины, победившей рак. «Блаженны плачущие» и «До свадьбы заживет» – тоже сильная, жесткая проза, основанная на трагическом сюжете и написанная хорошим языком.

А вот два текста из этого же сборника, которые выглядят среди остальных довольно странно и даже нелепо. Первый называется «Третий путь», второй – «Стеклянный Дом». Они искусственны, как будто сконструированы по шаблону, что становится особенно заметно, если сравнить их с «Греалией». Например, ничего, кроме улыбки и недоумения, не вызывают образы трех «пришельцев» в новелле «Третий путь», сообщающих героине, что она умерла и поэтому находится в России. Да, конечно, в описываемом Рязанцевой Режиссере нетрудно узнать реального современного режиссера, который в юности «спел песенку┘ поднимаясь по эскалатору метро», в Политике – лидера одной из ныне действующих политических партий, который очень любит кричать и засовывать подчеркнуто «знакомым жестом палец за лацкан френча», Ведущий тоже вполне конкретен. Но к чему здесь именно они? Чем известнее люди в жизни, тем искусственнее они смотрятся в тексте новеллы, напоминающем по способу построения «Легкую голову» Славниковой и таком же фантастично-недооформленном, располагающемся между реальностью и вымыслом в бесконечных попытках связать одно с другим.

«Стеклянный Дом» – текст еще более шаблонный. Сюжет таков. На некоем телеканале планируют запустить новый проект – реалити-шоу про любовь, сопровождающуюся всеобщим совместным строительством одного дома. Достанется дом, разумеется, той паре, которая окажется самой крепкой и любящей. Заведующая отделом программ приглашает перед запуском проекта прогнозиста, чтобы он вычислил возможные пути развития нового шоу. Прогноз оказывается неутешительным (по словам эксперта, ни хороших дел, ни хороших людей в подобном реалити-шоу быть не может), но алчные телевизионщики, уже загоревшись идеей Дома, плохих прогнозов не слушают... На этом повесть/новелла/рассказ заканчивается. Подобных текстов за последние несколько лет было опубликовано очень много – они начали появляться чуть ли не сразу после запуска всем известных телепроектов и выстроены по одной и той же схеме.

И тут мне хотелось бы вернуться к посвящениям, которые, как я уже говорила, очень важны в этом сборнике. По крайней мере, судя по всему, они невольно выполняют функцию маркеров – как ни странно, именно по строке-посвящению можно сразу определять, построена ли данная повесть Рязанцевой схематично, искусственно или появилась по внутренней необходимости. Каждый конкретно продуманный, прожитый и выписанный текст в книге посвящен конкретному человеку, а вот тексты-схемы, замысел которых обгоняет исполнение, – абстрактному множеству людей без имени и облика, объединенных по какому-то одному признаку, и не более того. «...Всем тем, кто вышел из мясорубки реалити-шоу, сохранив образ и подобие Божье». Да, эти люди есть, возможно, их даже не так мало, как я, человек сторонний, себе представляю, но – за редким исключением, каковым является только гениальность, посвящение своего произведения «всем» обычно предполагает подгонку его под интересы «всех» в самом плохом смысле этого слова. Вернее, наоборот – сначала появляется текст «для всех», а потом посвящение. А вот такое произведение, как «Греалия», по шаблону не напишется: к счастью, подобные тексты способен создать только опыт – жизненный, творческий, духовный. Впрочем, что, как и для кого писать – дело автора...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости