0
1100
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.02.2012 00:00:00

Дневник как дорога жизни

Тэги: дневник, каралис


дневник, каралис

Дмитрий Каралис. Петербургские хроники: Роман-дневник, 1983–2010 гг.
– СПб.: Коло, 2011. – 544 с.

Удивительная все-таки вещь – дневники. Казалось, жизнь, которую я видел, в которой тогда жил (1980-е, 1990-е, нулевые), просеялась, утекла, обезличилась, безнадежно ушла куда-то, оставив после себя пару-тройку отчетливых воспоминаний, целое множество воспоминаний смутных, кое-какую горечь, кое-какое тепло – но прежде всего исключительно тоскливое ощущение, что ее уже нет и более не будет, и те люди, которые мне встречались, и обстоятельства, в которых мне приходилось существовать, никогда не встретятся и не повторятся (несколько чудом оставшихся фотографий того просеявшегося, ускользнувшего времени, пачка писем и торопливых записок, две рукописи, доставшиеся в наследство от навсегда опрокинувшихся в небытие друзей, конечно, не в счет).

И вдруг – Дмитрий Каралис, «Петербургские хроники».

Нужно обладать исключительным, невероятным даром терпения, чтобы прислушиваться, всматриваться в каждый протекающий мимо, зачастую серый, обычный день, скрупулезно отмечать в памяти все в нем самое главное (а в любом дне, конечно же, есть самое главное) и, открывая записную книжку, тут же фиксировать мысли, людей, события, которые только что были, а затем каждый вечер терпеливо присаживаться к письменному столу, просматривать торопливые, на коленке, заметки, подытоживать, размышлять и в конце концов вычленять основное, чтобы оставить еще одно свидетельство ускользающего бытия, причем изобразить это бытие художественно, метко, характеризуя собеседников, пейзажи, погоду, свое состояние и отношение к миру одной-двумя емкими фразами, описать его так, чтобы заразить сопереживанием всякого, кто дерзнет открыть первую дневниковую страницу. Вот, например, декабрь 1986-го, автор работает в гараже, сутки через трое, и пишет, и пишет: «Сейчас все кого-нибудь ругают. Такое ругательное время. Зашел на дачу – холодная тишина. Мячик, велосипед, ракетки для бадминтона┘ Взял рабочую куртку и ушел, закрыв летние воспоминания на один замок – завтра зайду за маринованными огурцами и перцем. Литературных денег пока не предвидится, и Ольга всю осень готовила разносолы». Или вот декабрь 1992-го: «Сегодня меня приняли в Союз писателей С-Петербурга. <...> Потом Борис Стругацкий окликнул меня у гардероба – спросил, не подброшу ли до метро. Поехали. Говорили. Он меня еще раз поздравил.

– Если бы лет пять–семь назад, – сказал я, – то прыгал бы от радости. А сейчас┘ Но в любом случае, спасибо.

Потом на подъезде к автостоянке я прижался к обочине, остановился и посидел, покуривая в темноте и размышляя о своей жизни. Да, лет пять назад прием в Союз казался бы достижением.

И было что-то грустное в этом приеме.

Что-то грустное┘»

Подобным даром – заражать своими мыслями и чувствами – обладают немногие. Не побоюсь отметить – это к тому же и невероятная дерзость: свое самое сокровенное не отложить на потом, не спрятать в долгий ящик «на суд потомков» – а показать современнику, сделать того соучастником, пригласить к не всегда приятному разговору.

Дневники – вещь исключительно опасная. Ничто другое так не высвечивает суть самого писавшего, так не обнажает его, не выставляет на всеобщее обозрение недостатки, сомнения, страхи, комплексы – все то, что большинство из живущих тщательно прячут не только от критиков, но прежде всего от себя. Открывающий дневники открывается сам – без надежды на снисхождение. Он остается без кожи. Здесь нужна не просто смелость, а нечто большее, ибо, если жизнь целиком состоит из любви к себе, из обыденных дел и делишек (удачно продал, удачно купил) – то, как бы пишущий ни изворачивался, ни пытался прикрыть ничтожность замыслов и страстей, дневники неизбежно все отразят, и примеров подобных – море.

Но если жизнь есть не походы по магазинам и не приобретение дач, если рискнул, поделился, обнажился и современник не захлопнул с брезгливостью книгу, а был удивлен, заражен, взволнован, награда не замедлит найти героя – ибо нет жанра более благодарного.

Летописец только-только ушедшего времени, имеющий дар, смелость, дерзость поймать, запечатлеть, осмыслить, Дмитрий Каралис, без сомнения, заслужил похвалы. Его свидетельства нужно читать неспешно, в обязательном одиночестве, при свете ночника или торшера – и какое тогда удовольствие получаешь от столь полезного погружения в недалекое и неоднозначное прошлое, которое, казалось, навсегда ускользнуло – но (удивительное ощущение!) вот же оно, здесь, поймано, возвращено, запротоколировано на страницах, осмыслено, зафиксировано, запечатлено. Несомненный жизненный опыт, неординарные (и скажу: весьма неожиданные) выводы о событиях нашего проклятого и уникального времени – времени слома эпох, быстротечных перемен, предательств, шекспировских страстей, греческих трагедий и откровенного фарса, – а также интеллектуальный багаж фотографирующего удивительную временную ткань писателя не могут не подкупать даже самого прожженного скептика и мизантропа. Каждый может убедиться в правдивости моих слов – достаточно погрузиться в чтение. Вот, например, одна запись за весь день: «Веселый шофер, работавший раньше в такси, развлекал пошлыми рассказами. И вроде нужно это знать, но противно».

В этом основательном томе, с замечательными фотографиями Павла Маркина, с зарисовками давно уже убежавшего быта, характеров ушедших и живущих политиков, поэтов и прозаиков, с которыми сталкивался, спорил, дружил и входил в литературу летописец, крепко-накрепко вплетены повествования о своих корнях (возникает стойкое впечатление – без этих корней Каралис просто не в состоянии жить!), об отце, о войне, об окаянной блокаде – и вся вязь накладывается на размышления о нас сегодняшних, тех, кто в упор не замечает того, что замечает и оставляет в вечности автор. (Воистину: общаясь с писателем, ты общаешься с вечностью!)

Дневники есть дорога жизни. Дмитрий Каралис желает увековечить каждую ее версту, каждый ее поворот. И неудивительно, что такому фотографу дорога отвечает благодарностью, только ему показывая и раскрывая то, мимо чего с поспешностью проносятся остальные. Будучи талантливым человеком, он отдает себе отчет: дневники – один из самых трудных видов литературы, требующий честности и титанового стержня, точного взгляда и обязательного осмысления, – но если эти условия соблюдены, благодарному читателю будет от них уже не оторваться, ибо они как ничто другое затягивают с удивительной силой, заставляя и соучаствовать, и переживать. А ведь свойство настоящего искусства как раз в этом и кроется!

Спасибо тебе, Дмитрий!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2151
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4890
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2684
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3088

Другие новости