0
3726
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.08.2012 00:00:00

Сохраненный театр

Тэги: эфрос, репетиция, запись


эфрос, репетиция, запись

Анатолий Эфрос. «Чайка». Киносценарий. Статьи. Записи репетиций. /Сост. Н.Скегина.
– СПб.: Балтийские сезоны, 2010. – 528 с.

Анатолий Эфрос. «Три сестры».
– СПб.: Балтийские сезоны, 2011. - 736 с.

Свидетельствую: репетиции Анатолия Эфроса любил не только он сам и его артисты (одна из лучших театральных книг, написанная этим великим режиссером, так и называется «Репетиция – любовь моя»). Студенткой в полном счастье с открытом ртом и круглыми глазами я наблюдала за этим магическим процессом, от восторга не сообразив, что можно его записать. Тогда еще не было диктофонов, маленьких камер, но были удивительные люди, понимавшие значимость происходящего: Пляцковская, Сидорина, Горфункель, Халиф. Они-то и записывали эфросовские репетиции в темном зале, раскрыв на коленях тетрадки и проживая все вместе с участниками будущего спектакля.

Записывала кусочки репетиций, обсуждений спектаклей и тогдашний завлит Театра на Малой Бронной Нонна Скегина, которая после смерти режиссера стала председателем комиссии по творческому наследию Эфроса, систематизатором его обширного архива, хранящегося в семье Дмитрия и Инны Крымовых. Она по-прежнему в свои восемьдесят лет остается неутомимым собирателем новых материалов о судьбе и творчестве Анатолия Васильевича. Именно Нонна Михайловна подготовила к публикации многотомники Эфроса и Наталии Крымовой. Это она выпустила еще в 1991 году первый скромный эфросовский библиографический сборник, а в прошлом году – уже фундаментальный аннотированный библиографический указатель «Режиссер Анатолий Эфрос: Жизнь и творчество» с 3480 записями, охватывающий все материалы с 1950 по 2010 год. И вот теперь с появлением тома «Чайки» и двухтомника «Три сестры» Нонна Скегина начала осуществлять маcштабный, ею и придуманный проект по изданию сохранившихся записей репетиций Анатолия Эфроса и всего, что им сопутствовало. Читать это невероятно увлекательно.


Хрестоматийный Эфрос.
Фото Михаила Гутермана

Десять школьных тетрадок с сохранившимся в семейном архиве киносценарием Эфроса по чеховской «Чайке» датированы 1962 годом. Замысел будущего фильма неуловимо напоминает чем-то позднюю эфросовскую картину «В четверг и больше никогда» – изысканный, кружевной, с мягким финалом, когда Костя не стреляется вовсе, а ласково обнимает Нину, и она «говорит задумчиво, почти беззвучно: «Я чайка... Не то. Я актриса. Ну да». Но картину внезапно исключают из плана производства, а Иван Пырьев безрезультатно пытается за нее бороться, как свидетельствуют опубликованные впервые документы. С тех пор Эфрос продолжает говорить и думать о своей уже театральной «Чайке», которая постепенно превращается на репетициях в острый, парадоксальный, до болезненности нервный спектакль, где все пропущено через Треплева. Записи этих репетиций навевают невольные ассоциации с нынешней бутусовской «Чайкой». Вот только выпущенный в 1966 году спектакль через год был снят с афиши Театра им. Ленинского комсомола вместе с тогдашним главным его режиссером Анатолием Эфросом.

«Резче! Острее! – кричит Эфрос артистам на репетициях «Трех сестер» уже в Театре на Малой Бронной. – И надо играть, как в «Носорогах» Ионеско, – не бытово». Он ищет мучительные смыслы, отвергая мхатовскую традицию и «мелкие интеллигентские переживания», он искореняет «соплинку, сентиментальность, размагниченность и грусть», он укрупняет персонажей, наделяя их поразительной трагической стойкостью. На страницах первого тома эфросовских «Трех сестер» рождается странный для тех соцреалистических лет спектакль, который бы сделал честь нашей современной сцене. А второй том через письма друзей и просто зрителей, через разноголосые рецензии, через стенограммы обсуждений и министерские бумаги рассказывает тяжкую историю о том, как в 1967 году подло убивали и изгоняли «Трех сестер» Эфроса с советских театральных подмостков.

Эфросовские репетиции даже в записи заставляют сопоставить минувшие и нынешние времена, подумать о вечности и честнее взглянуть и на свой собственный мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости