0
2211
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.09.2012 00:00:00

Cто лет тюрьма да балет

Тэги: письменный, повести


письменный, повести

Михаил Письменный. Блатное и балетное: Повести и рассказы.
– М.: Арт Хаус Медиа, 2012. – 448 с.

Михаил Письменный (1946–2011) – автор книг в прозе: «Библейские истории», «История о Фаусте и черте», «Житие Антония Печерского», «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского» (изданы в серии «Святые лики»). Огромный роман о Богородице «Время Бога» при жизни автора не увидел свет. Эти книги выдают в Письменном не только талантливого прозаика, но и глубокого знатока истории религии, богословия и русской агиографии.

Эпиграфом к посмертно изданной книге повестей и рассказов Михаила Письменного стала цитата из его же романа «Маракис»: «– А чего ты хочешь, если тут сто лет тюрьма да балет? Блатное и балетное – вот Россия, – прожурчала Временика». Эта же парадоксальная формулировка – название всей книги.

Роман «Маракис», одно из последних крупных произведений Письменного, не вошел в сборник. Книга «Блатное и балетное» подготовлена и выпущена товарищами писателя после его скоропостижной смерти в декабре прошлого года. Однако готовил свое избранное к печати сам автор. Он же выбрал будущей книге название.

«Блатное и балетное» – озаглавливает Письменный свое избранное, соединяя корешки стиля и ища жанр.

Жанр?

Два (или три) полновесных романа. Череда крепких повестей. Косяк подвижных рассказов. Все – как полагается патентованному прозаику», – пишет критик Лев Аннинский.

К вышеперечисленному нужно добавить поэтическое творчество. В повести «Литературы русской история» приводятся (от имени безвестного «народного» поэта Вервия) стихи Михаила Письменного:

Быть застенчивым… Люди, бросьте!

К черту стенки из мелких чувств!

Я вбиваю слова, как гвозди.

Я чиню башмаки искусств.

Но больше всего у Вервия (а значит, и у Михаила Письменного) стихотворений, обращенных к истории России:

Планету долго били по России,

И потому Россия стала красной.

Или:

Крепь Кремля – она и дрожь его.

Русской истины престол –

Каждый купол в Сына Божьего

Крепко вцапался крестом.

Каждая из этих цитат поражает мощью мысли и силой поэтического посыла.

Заслуживают внимания также переводы прозы и стихов со словацкого языка. Письменный закончил Университет имени Я.А.Коменского в Чехословакии, что сделало его одним из видных переводчиков со словацкого. В его изложении россияне читали роман Яна Навратила «Фонарь маленького юнги», философские заметки Зденьки Кальницкой «Магия воды и женщины», записки дипломата Мирослава Мойжиты «Белград». Долгие годы он работал словацким переводчиком и диктором на иновещании Гостелерадио. Но никогда не переставал писать свое. Именно это свое составило посмертную книгу автора.

Иначе говоря, Михаил Письменный был человеком-оркестром от литературы. Залихватская формулировка, но кажется, что ему, создателю героев-функций с говорящими именами – Малиновая Шленда, Человек-Ноль, Волевой Принцип, Идюга, – она пришлась бы по душе. Со всеми этими героями-функциями читатель встретится в книге «Блатное и балетное».

Как оркестр, звучит и книга из 14 повестей и рассказов. Начинается она с обманчиво веселой, простодушно-фольклорной мелодии «Жития Гагоровы» – истории современного Иванушки-дурачка. Продолжается мощным и глубоким, как фуга, сказанием «Литературы русской история», где на примере провинциального литературного кружка показываются все особенности большого литпроцесса. Полна импровизациями, точно джазовая композиция, насмешливая перестроечная повесть «Пуст», и концовка ее неожиданна даже для столь богатого парадоксами произведения. Трагичен, как погребальная сюита, небольшой рассказ «Селедка ржавая» – перифраз сказки о Золотой Рыбке, исполняющей желания. Вместо Золотой Рыбки выступает купленная стариком на последние деньги ржавая селедка, а желание, которое высказывает ей нищий пенсионер, – «сделать его Родину снова великой». Рыба посоветовала включить радио: «Первые же слова прозвучавшие были про великую Родину». Дышит готической мистикой цикл кратких повестей, объединенных общими героями и немецкой богословской книгой «Сквозидол», «Сопротивленец», «Матушка Вера», «Ласк», «Вихри»: эдакая история нового Фауста, дорвавшегося до неограниченного познания. Еще более философична повесть о свободе и выборе – «Раб в каплях»; она насквозь музыкальна, так как одним из символов подлинной свободы в ней называется «сверхмелодия» Моцарта. Буффонада-повесть «Ленин в чате» сделана как нескончаемый диалог в Интернете, оттого производит впечатление музыки техно. Чем-то по художественному замыслу на нее похож и гротесковый «Витязь».

Но нравственным и идеологическим камертоном книги служит «Колпачок» – повесть, столь объемная и многопластовая, что это фактически роман, решающий сложнейший вопрос о трансформации веры в Бога в измененных обстоятельствах, о святынях, легко подменяющих друг друга, ибо причина тому – в человеке. Полученный героем романа при странных и зловещих обстоятельствах колпачок (гильза пули) осложняет его существование, уводит в промежуточный между материальным и духовным мир, заставляет искать истину… которая состоит в том, что «колпачок – младший брат креста». Их уравнивает статус испытания.

В прозе Михаила Письменного много политических намеков на современность, но еще больше исторических аллюзий и философских рассуждений о ходе русской истории. Этот автор подчекнуто историософичен, хотя его мысли не претендуют на наукообразие (образец – «тут сто лет тюрьма да балет»). Историософия Письменного приходит к выводу, верно прочитанному критиком Евгением Ермолиным: «Общий вектор мыслей и интуиций Письменного, пожалуй, должен привести к единственному выводу: главное событие русской истории и общее дело русского народа – это литература».

Этот принцип заслуживает уважения, а наследие писателя – прочтения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2140
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4864
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2667
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3073

Другие новости