0
2644
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.04.2013 00:01:00

Естественное сверхъестественное

Тэги: лебедева, в ролях, проза


лебедева, в ролях, проза

Виктория Лебедева. В ролях.
– М.: Астрель, 2012. – 378 с. (Проза: женский род)

«В ролях» – третья книга прозаика Виктории Лебедевой, в которую вошли одноименный роман и повести «Уроки музыки» и «Хозяин». Евгений Попов написал для этой книги благожелательное предисловие «О людях и для людей». Таково, по мнению Евгения Анатольевича, писательское кредо и предназначение Виктории Лебедевой – в противопоставлении «такой условной прозе», под которой писатель понимает «гипотетические тексты сослагательного наклонения, повествующие о том, что могло бы быть в России, а не о том, что происходит у нас на самом деле и в наши дни». Оценка, которую дает Евгений Попов прозе Виктории Лебедевой, высока: «Виктория Лебедева – реалист. Плюс – качественный прозаик, знающий цену букве, слову, предложению. Добавляющий что-то еще к сумме тех знаний о человеческой натуре, которые дала миру русская литература».
Однако если развить тему реализма Лебедевой, проанализировав произведения из новой книги, выяснятся прелюбопытные вещи.
Роман «В ролях» – «история современной сибирской «душечки», как метко окрестил его Евгений Попов, – произведение в жанре «критического реализма». Стилистика и метафорическое пространство романа прочно стоят «на земле» (места действия – сибирская деревня Выезжий Лог, поселок Шаманка Иркутской области, город Иркутск) и на особенностях человеческой натуры. Главная героиня Любочка, эта натура «из народа», всю жизнь мечтает оторваться от «земли»: стать знаменитой артисткой и «пройтись по мраморной лестнице в пышном наряде, сверкая ослепительной улыбкой». Критический реализм – жанр беспощадный; через его призму приземленные Любочкины представления о жизни вообще, убогие понятия о профессии актрисы и единственное умение добиваться своего – «прислоняясь» к мужчинам – выглядят чуть ли не уничижительными. Вместе с тем они победительно достоверны! Роман «В ролях» уморительно смешон в сцене, где Любочка декламирует на вступительном экзамене в театральное училище пушкинского «Пророка», путая слова и компенсируя слабое знание текста экзальтированными жестами. Он пронзителен в сценах наставления Любочки «на путь истинный» ее честолюбивой мамашей Галиной Алексеевной. Он огорчительно правдив в сценах Любочкиного общения с ее спутниками жизни. Он, наконец, упирается в тупик в финале, где Любочка продает квартиру по совету матери, чтобы переехать в Москву к сыну, незаметно для Любочки (которая всю жизнь отдельно от него) ставшему выдающимся музыкантом. Банк, «выбранный Галиной Алексеевной с особой тщательностью», прогорел через неделю, а сама Любочка пропала, как не жила никогда: то ли к матери в деревню вернулась, то ли спилась в привокзальном скверике. Это очень «житейская» история. И все же за бесспорным реализмом краха Любочкиных надежд просматривается философский пласт – воздаяние за грехи, передающиеся из поколения в поколение, кара за неумение ценить то, что имеешь, экзистенциальная бессмысленность полуживотного существования… Все это не слишком-то и зашифровано в крепкой ткани романа. Хроническая невозможность для Любочки стать женой, ее обреченность на роль вечной невесты (плюсом к ролям, которые она сама себе выбирает) обретает «бунюэлевские» черты, и в повторяемости сюжетов Любочкиной жизни мерещится кармическое наказание.
Столь же мистическим духом веет от остальных произведений книги. В повести «Уроки музыки» жизнь то и дело преподносит жестокие уроки мальчику Андрюше из сибирской глубинки, мечтающему стать знаменитым музыкантом. Наконец, он едет в Москву учиться, но понимает, еще не дойдя до прослушивания в Гнесинском, впитывая слухом чужое великолепное исполнение, что ему с его подготовкой здесь делать нечего. И бежит от своей несбыточной мечты и от «взрослого вранья» в темный закуток, не желая внимать мольбам матери, обескураженной его отступничеством… Он клянется себе уехать в Сибирь, но подальше от дома, заниматься день и ночь и «только тогда вернуться в этот грозно звучащий мегаполис». Но последняя сцена – опять же как в фильмах Бунюэля – ставит все с ног на голову: Мальчик торгует в киоске звукозаписи на рынке и получает разнос от его владельца Толстого за то, что «Моцарта какого-то» поставил – надо ведь заманивать покупателя «юбочкой из плюша»!.. Открытый финал становится невыученным уроком Мальчика, который задали ему предшествующие поколения и жизненные события. У Лебедевой не бывает случайностей.
Повесть «Хозяин», замыкающая книгу, – жутковатая «колдовская» вещь. Молодая московская семья хочет разъехаться с тещей, которая резко против. На время решения риелтором их задачи Катя и Сергей с дочкой Дарькой съезжают на квартиру к маминой знакомой. Там живет Хозяин – кот Тимофей породы «русская голубая», на самом деле – воплощенное зло. Тимофей объявляет незваным гостям войну, в которой участвует не он один, но вся обстановка квартиры: текут трубы, отваливаются обои, продуваются щели, а в повседневных делах четы намечается застой и череда разочарований, вплоть до развода (к счастью, несбывшегося). Картина «войны» семейства с котом могла бы быть смешной… если бы не была такой страшной. Недаром же все налаживается, только когда Хозяин умирает – то ли от старости, то ли от бессилия перед конструктивной сферой миропорядка!.. Молодые покупают долгожданную квартиру… но на новоселье теща дарит им чистокровного «русского голубого» котенка. На фоне одного из ключевых эпизодов повести – разговора Сергея, учителя истории, с учениками о том, что будущего не существует вовсе, человек живет здесь и сейчас, и, продвигаясь в будущее, он неизменно пребывает в настоящем – ее финал способен вогнать в депрессию. Повесть «Хозяин» – эдакое «рондо» на тему, что мир не только материален, точнее – что метафизический его пласт тоже реален.
Как говорил Честертон, верить в сверхъестественное естественно, наоборот, неестественно признавать лишь естественные явления. На мой взгляд, такова подоплека и прозы Виктории Лебедевой. Импонирует безусловное умение этого автора сочетать «вещественность» реальности и метафизики.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2140
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4864
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2667
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3073

Другие новости