0
2140
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.08.2013 00:01:00

Поэт между тишиной и другой тишиной

Тэги: бородин, дождьписьмо


бородин, дождь-письмо

Василий Бородин. Дождь-письмо. 
СПб.: Свое издательство, 2013. – 48 с.

«Дождь-письмо», четвертая книга Василия Бородина, состоит из 20 молчаливых текстов, соседствующих с такими же молчаливыми авторскими иллюстрациями. Заглавие можно интерпретировать по-разному, поскольку «письмо» – это и буквально почтовое письмо, и письмо-текст. Таким образом, перед нами либо дождь, приносящий почту (некое сообщение издалека), либо дождь письменной речи (или устной, поскольку текст может восприниматься в самом широком смысле). Силуэты стихотворений кажутся размытыми сквозь дождливое стекло заглавия, и читатель неизбежно путается в интерпретациях.
Эта поэзия, как и ее визуальное сопровождение, чуждается всякого грохота и гула, она прозрачна, воздухоподобна, стремится к тишине, к обретению ее и слиянию с нею. Мелодия стиха, родившаяся из ниоткуда, зачастую потом обрывается на полустроке-полуслове: только что переливались звуки, буквы и – внезапно – всё («сравнивающий слой/ взгляда похож на любящий, но тот – боком/ и пропал/ и во всём»).
Импрессионистски размытый пейзаж проглатывает свой реальный прототип и автора, оказавшегося внутри него. Здесь, например, «есть и город Москва –/ кошки в каждом дворе,/ человек без названья»; некий безымянный наблюдатель следит за превращениями дождливого пространства, за тем, как капли воды, падающие с неба, постепенно превращаются в слова, а затем срастаются в единое «письмо» – книгу.
Герой Бородина смотрит извне, находясь внутри реальности и за ее пределами одновременно, он тоже «без названья». Имя само по себе отсутствует, остается неприсвоенным, потому что каждое явление и каждый объект сначала существуют вне речи, сами по себе (в себе), вне зависимости от направленной на них внешней оптики. Однако имя можно приобрести – скажем, через прочитанную книгу:
это дерево – коренник
а то – пристяжной
они знают свои названия из
больших книг
весной
эти книги сдает класс
и деревья не
знают, что вообще думать:
– без книг как без глаз
и как на войне
– тут начинают
петь уже
все-все
птицы
Книга (текст) становится инструментом для обретения названия, для самоидентификации и для познания самого себя как чего-то отдельного. Человек между тем не только мыслящий тростник, но и «мыслящий орех»: «– как навстречу тебе – мыслящий орех/ а у тебя в черепной скорлупке –/ вообще ничего,/ после/ всех лет и книг». Человек подобен всем остальным объектам мира, потому-то он тоже безымянен, но, также, как и все прочее, он может узнать о себе извне, из книги.
29-5-2-t.jpg
А вот это посланьице, так посланьице!
Генрих Беркель. Дождь в Патенкирхене. 1838.
Новая пинакотека, Мюнхен
Остальное, как известно, тишина; именно с ней, поглощающей все вокруг, взаимодействует герой Бородина на протяжении всего дождливого письма (или письменного дождя): «между тишиной/ и другой тишиной/ что садится над стеной?» Все видимые и невидимые объекты окутаны ею; тишина вплетена в воздух, а воздух, в свою очередь, опирается на объекты, вплетенные в тишину, – так по круговой траектории выстраиваются фундамент реальности и фундамент речи: «воздух крепится к липе/ и утро – к лодке/ к веслам – запрет радоваться словам о/ «я люблю этот угол ряби:/ о нем и сам/ не рожденный еще поэт/ писал небесам,/ тем слоям, где им этой ряби не видно за облаками».
Кажется, именно воздушная стихия ближе всего Бородину, его «дождь» идет в разных направлениях, летит, наподобие почтового голубя, сквозь воздух. Его «дождь» музыкален, и – как бы ни распускалась тишина вокруг поэтической речи, как бы ни врастала в саму речь – письмо Бородина ничуть не менее музыкально. Но «подлетают к шагам/ и подходят слова: «шаг, шаг»/ – что за музыка у музыки в ушах?» Возможно, эта музыка, вслед за поэтом, создавшим ее, тоже вслушивается в тишину.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
479
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
541
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
377
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
82

Другие новости