0
2370
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.07.2014 00:01:00

Дар безысходности

Тэги: проза, поэзия, философия


проза, поэзия, философия Так говорит с человеком Бог. Фото Андрея Щербака-Жукова

При чтении рассказов и стихов Ольги Нацаренус вспомнилось из Пастернака: «Привыкши выковыривать изюм певучестей из жизни сладкой сайки». Вспомнилось – не потому что Пастернак. А потому что сайка с изюмом очень конкретна и сейчас очень даже пришлась бы к столу. Можно сказать – это книга с изюминкой. Неординарное решение соседства прозы и поэзии в одном корпусе. Волна и камень. Оспаривают друг у друга право на первенство, соглашаются, не соглашаются, но даже в несогласии гармоничны. Акустика рассказов и стихов возникает сразу же, если прочитать первый рассказ и первое стихотворение. Может быть, так и надо читать эту книгу: рассказ, потом стихотворение. Или сначала стихотворение, а потом рассказ? В этом созвучии жанров видится нечто свежее. Ведь это не просто каталог произведений, а стройная драма. Именно так писательница и разрешает конфликт прозы и поэзии – через драматургию. Излюбленный прием в рассказах – монолог. Тот род монолога, когда отрывистая скупая речь передает фактуру событий лучше, чем описание.

книга
Ольга Нацаренус.
Сны моего сердца.

– М.: Продюсерский центр
Александра Гриценко, 2013.
– 192 с.
– (Виктор Ерофеев
представляет писателя)

Вся книга – единая драма, действия которой разворачиваются в театре одного писателя. Если осторожно, с опаской, определить – драма человеческой чувственности. Даже цинизм, пронизывающий рассказы и стихи, приобретает трогательные тона. Симпатии автора – на стороне циничного врача, спасающего человека после того, как его смена закончилась, а не на стороне благонравного обывателя, манипулирующего своими детьми.

Безусловно, перед читателем лирика. Во время, лирике не подходящее. И тем лирика становится еще более привлекательной. Самые очаровательные романтические комедии снимались во время Второй мировой войны. И эта книга с ее остро переживаемой и героями, и (что можно предположить) автором драмой напоминает именно одну из тех комедий. Монолог врачей у операционного стола читается как стихотворение. А стихотворение о птичке и розе читается как древняя притча. В рассказах есть привкус только что расшифрованной диктофонной записи, это раздражает и будоражит.

Примечательно, что автор-женщина часто пишет от лица мужчины (например, «Реквием»). И часто «говорит» за мужчину («Узел»). В современной прозе это, конечно, не новость, но дело в том, насколько естественно у автора получается этот «мужской голос» и какой образ этот голос создает. «Мужской голос» в данных рассказах звучит без напряжения, со всеми перепадами интонаций, присущих нервному, но чуткому горожанину, без реверса.

Несмотря на любовь к «мужскому голосу», проза очень «женская». Женщина в ней присутствует постоянно. Не фоном, а стихией, в которой зарождается жизнь героев и сюжеты. Лицо стихии не прописано четко. Нельзя сказать, как она говорит, чем хороша или нет. Индивидуальность выражена через функцию, через роль в драме. Это может быть неверная юная подруга. Может быть мать обретенной через годы дочери. А может быть просто жена, к которой работник космодрома всю жизнь писал стихи.

«Сны моего сердца» – о даре безысходности. Даже названия рассказов говорят о нем: «Реквием», «Затмение», «Когда-нибудь я напишу смерть», «Узел». Дар просвечивает сквозь фигуру потусторонней возлюбленной – то жестоко убитой зимней ночью, то туманно-зовущей. Герои обретают счастье не в том, что у них все получилось, и получилось благополучно, а в том, что они смотрят на счастье и любовь без житейских очков. Они опалены, они страдают – но боль уходит, а любовь царит над временем и пространством.

Еще – книга о связи человека с Богом. О безысходной связи. Монолог нерожденного человека, обращенный к матери, вырастает в оду к радости жизни, к данной Богом жизни, в которой человек не волен. Это и есть – осознание безысходной связи человека с Богом. Умирающему его душа представляется в виде живого пульсирующего горячего зерна (в рассказе «Когда-нибудь я напишу смерть»). Миг – и человека нет, осталось воспоминание. И ветер доносит прощальное: «Я буду молиться за тебя!» Так говорит с человеком Бог.

Стихи выражают эту же мысль, но в другой тональности. Они свободны и раскованны, складываются как бы сами собою, отчего кажутся несколько угловатыми. В них есть сочетание иронии и восторга.

Книга открывает секреты мужчин и женщин, шире – секреты человека, его влечений и привязанностей. Можно сказать, Бог подарил автору линзу и сказал: взгляни в нее. Потом убрал эту линзу: «А теперь запиши, что видел». Полагаю, читатель согласится. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
970
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2755
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1562
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1931

Другие новости