0
3373
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.08.2014 00:01:00

Добрые глаза консерватизма

Тэги: книга, проза, беседин


книга, проза, беседин

Реставрация консервативных ценностей. Фото Андрея Щербака-Жукова

При чтении прозы Платона Беседина невольно возникает мысль о становлении консервативного проекта в литературе – через экспериментальные художественные и социокультурные практики «нового реализма». Очевидно, что мы живем в эпоху, когда консерваторы разного типа (левые, правые и центристы) консолидировались: монархисты с коммунистами, националисты с «нашистами», условные сталинисты с условными православными. Консервативный проект, поддерживаемый на государственном уровне, стал общественной реальностью. Еще в начале нулевых Сергей Беляков констатировал, что литературе в России мало быть просто литературой, она снова стремится стать инструментом социального моделирования. Марк Липовецкий, возможно, несправедливо отказывающий «новым реалистам» в художественности, все-таки точно определил их особое созвучие эпохе. Триумф Прилепина в премиальном процессе нулевых в этом смысле закономерен. Разумеется, дело не только в «новом реализме»: консервативный проект сегодня – это и Проханов, и Лимонов, и «Ясная Поляна», и «Литературная газета», и политика писательских союзов в регионах и т.д. Тем не менее прилив «свежей крови» к нему в литературе обусловлен успехом именно «новых реалистов», еще молодых и активных, которые, кстати, вовсе не всегда готовы поддерживать именно консервативные тренды современности. Тем не менее.

книга
Платон Беседин.
Ребра: Сборник рассказов.

– М.: Дикси Пресс, 2014.
– 208 с. (Современная новелла)

Платон Беседин, уроженец Севастополя, живущий в Киеве, пытающийся реализоваться в русской и украинской прозе, относится ко второй или уже к третьей генерации «новых реалистов». Это тот случай, когда пресловутые традиционные ценности, куда входят почва и православие, транслируются в тексте через совокупность приемов реализма, модернизма и постмодернизма, что во многом подкрепляет радикальность некоторых высказываний автора. Таким высказыванием была предыдущая «Книга Греха», словно бы позаимствовавшая конфликты из прозы Федора Достоевского и художественные решения Алексея Шепелева. Новая книга, составленная из рассказов и миниатюр, не так однозначна хотя бы в силу своей жанровой пестроты, но тоже не лишена провокативности.

Нередкая для «нового реализма» публицистичность проявляется здесь в выборе тем и постановке проблем: преступность на улицах, терроризм, ксенофобия, детские мучения и педофилия, ВИЧ, алкоголизм, замусоривание городского пространства, жестокое отношение к животным – и тут же супружеское непонимание и измена, одиночество современного жителя города, зависть, напряженные отношения в писательских тусовках и т.д. Самые горячие факты и модные реалии современности – от выступлений Виктора Ющенко на украинском телевидении до ставшего в последние годы популярным крещенского купания в проруби – определяют особенности художественного мира Беседина. Не обходится здесь и без курьезов: например, рассказ про зверства бандеровцев в советские времена («Милосердные») в визуальном отношении сильно напоминает кровавые сцены из сериала «Игра престолов».

Впрочем, влияние кинематографа на современную литературу – это отдельная тема, ее актуальность не раз артикулировалось в литературной критике. В рассказах Беседина чувствуется, что прозаик изучал опыт и Леонида Андреева («Последняя крепость»), и Юрия Мамлеева («Дьявол обыкновенный»), и Сергея Довлатова (цикл миниатюр «Зерна», рассказ «Провинциалии»), а не только, скажем, Захара Прилепина или Сергея Шаргунова, общего с которыми у него все-таки много.

Сергей Шаргунов, показательно процитированный в аннотации к «Ребрам», подчеркивает ощущение чистоты взглядов, помыслов, стиля Беседина, говорит о «добрых и ласковых глазах писателя». Беседин, конечно, бывает и злым, сатирически настроенным, но в целом можно утверждать, что в своей новой книге он по-прежнему пытается преодолеть ад человеческого существования, предлагая христианские ценности любви и милосердия. Важно, что он не поучает, но скорбит о грехах и ищет позитивные решения, даже если они из разряда невозможных.

Консерватизм Беседина в этом смысле, при всей радикальности постановки наболевших вопросов современности, вполне симпатичен. С такими консерваторами можно и нужно разговаривать. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1508
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3885
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2164
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2439

Другие новости